Территория страха

В Узбекистане живёт довольно интересное, изречения, «суфи азон айтмасдан бурун», то есть «раньше, чем суфи начал свой призыв». Имеется в виду религиозный зазывала к утренней молитве, имеющийся в каждой мечети. Обычно так говорят по отношению к тем людям, которые с самого утра приступают к определенным обязанностям.

Так нынче говорят и о тех, кто в поисках средств к существованию с утра направляется к границе Узбекистана с Казахстаном.

«Надо выходить пораньше, есть вероятность пройти без особых проблем», – поясняет молодой парень по имени Акром, который вот уже пятый год выезжает в Казахстанский город Шымкент в поисках заработка. Пройдёт всего несколько часов и эта улица, ведущая к приграничной зоне «Гишт куприк», что к северу от столицы Узбекистана Ташкента, заполнится людьми. Такая картина наблюдается здесь уже последние 5-6 лет. В день – по разным оценкам – через этот пост на территорию Казахстана и обратно, проходят от трех до шести тысяч человек.

Причем, туда идут больше, чем, возвращаются обратно. Создается впечатление, будто весь народ Узбекистана покидает свою страну. 

Сама пограничная зона составляет коридор длиною в 100 -150 метров, разделенный на четыре пункта проверок с узбекской стороны и три с казахской. Первый пункт проверки находится прямо у входа в пограничный коридор. Здесь через легко сдвигаемые решетки, нужно предъявит паспорт, сотруднику таможенной службы, и после его кивка головой, проходить к следующему пункту. Здесь несколько сотрудников таможни проверяют содержимое багажа, ручной клади, пропуская граждан через специальный детектор.

Чем дальше по коридору, тем больше проверок, и самое странное, проход становится все уже и уже. Так пограничники создают себе условия, для тщательного досмотра граждан и их багажа.

Через каких-то двадцать-тридцать метров и без того узкий коридор вдруг разделился на два параллельных. Это обстоятельство заставляло граждан выстраиваться в колонну по одному. Другое пространство пока ещё узбекской территории, почему-то контролировалась молодыми казахами. Они пропускали через более свободное пространство женщин и стариков, но исключительно граждан Казахстана. По словам стоявшей рядом женщины, молодые, непонятно откуда взявшиеся казахи уже давно контролируют узбекскую границу.

«Если наш таможенник будет выражать недовольство, его просто отлупят, выждав удобный момент» – рассказала Азиза.

Наш попутчик подтвердил, что все попытки властей навести порядок, не дают должного результата.

Для того чтобы выяснить, что к чему, мы вступили в параллельный, более свободный коридорчик. Далеко впереди, в метрах двадцати узбекский таможенник замахал рукой, жестами показывая, вернуться назад и пройти через тот, второй, более узкий коридор. Подойдя близко, мы поинтересовались, а почему граждане Узбекистана вынуждены проходить узкий коридор, тогда как граждане Казахстана имеют привилегии.

«Нет, это не так, все должны проходить через этот узкий коридор, а отсюда проходят только пожилые женщины, женщины с детьми и инвалиды», – ответил таможенник, преградив нам путь.

Дальше коридор расширился, но тут же вновь разделился на два параллельных. В левой его части столпилась большая группа людей. Но удивило другое, то что, сзади было возможно спокойно примкнуть к этой группе людей, а вот спереди, путь был перегорожен решеткой. Сама территория этого коридора составляла примерно двадцать-двадцать пять метров, и он был просто забит людьми, ожидающими прохода на территорию Казахстана.

Тут были женщины с младенцами, молодые ребята и старики. Была ужасная жара, от которой люди, фактически запертые в клетке, обливались потом.

Отступать было некуда – людская масса, не имея понятия о том, что творилось впереди, заполняла этот промежуток коридора всё больше и больше.

«Уже полчаса стоим, и хоть бы что, а ведь есть женщины, дети, разве так можно, ни какой жалости», – с сильной отдышкой говорил один из стоявших рядом.

Параллельно к этому, забитому людьми коридорчику, была более широкая  свободная зона. Как сказал Акром, «это предназначено для ожидания, времени допуска на казахскую территорию. Однако никто сюда не ходит, дабы не упустить возможность быстрее пройти».

За скорость, как известно, надо платить. С граждан Казахстана таможенники брали по 300-500 тенге, а с граждан Узбекистана, пытающихся пробиться через это пространство, – 10000 сумов (1000 тенге).

Вдруг раздался громкий крик, среди тех, кто оставался зажатым в проходе две женщины потеряли сознание. Одна из этих женщин была с ребенком, который повис на руках людей стоящих рядом, а женщина осталась валяться под ногами, так как отодвинуть толпу и помочь ей приподняться было не возможно.

Таможенники Казахстана, обернувшиеся на крик, вскоре равнодушно отвернулись…

«Им нет дела до того, что происходит здесь с людьми, а возразить нельзя, иначе заставят стоять ещё долгое время», – заметила пожилая женщина.

Выяснилось, что она раз в неделю ездит в Шымкент за покупками. «Там многое дешевле, чем у нас и потому приходится ездить».

В конце концов, я пересек границу, но с меня вязли не 1 тысячу, а 2 тысячи тенге. Почему, не знаю, но стоять далее не было сил.

Казахская территория, точно как и приграничная зона была заполнена гражданами Узбекистана. Здесь были плотники, штукатуры, маляры, строители, пекари, повара и просто люди, приехавшие в поисках однодневного заработка – так называемые «мардикоры».

По словам местных жителей, наплыв в Казахстан граждан соседнего государства – это благо. «Сейчас хорошо, я продаю айран, кумыс и в день зарабатываю хорошие деньги», – сказала торговка Райхон.

Довольны и наши сограждане. Плотник из узбекского города Сырдарья приезжает работать в Казахстан регулярно. В день он зарабатывает здесь от 50 до 100 долларов США. Столько, сколько в родном городе можно получить за два месяца.

Но могут и обмануть. Бывает, что приехавшим из Узбекистана, здорово достаётся от местных националистов. «Нужно быть осторожным и внимательным, тогда можно неплохо заработать, но если они (местные казахи) заметят, что вы простак, то считайте, вы пропали», – сказал Махмуд из Каканда.

По его словам, ему довелось не раз видеть, как узбеков жестоко избивали, а бывало и такое когда их увозили в неизвестном направлении. Исчезновения граждан Узбекистана в Казахстане в последние годы приняла масштабный вид.

… С наступлением темноты в приграничном районе наступает тишина, временные лавки, наспех построенные для продажи закусок и напитков, исчезают, будто их и не было. И только изредка слышен лай собак и скрежет железных ворот в частных домах, расположенных вдоль пограничной зоны.

Это начали работу «альтернативные пункты» перехода в соседнюю страну… 

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное