Саммит откровенных разочарований

Судя по официальному толкованию душанбинского саммита глав государств Содружества, распространенному через правительственное агентство Узбекистана, Ислам Каримов не испытал чувства особого оптимизма от последней встречи с соратниками и единомышленниками.

Отнюдь не случайно агентство, освещающее ход встречи в верхах партнеров по СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС, ограничило видеоряд одной фотографией, на которой президент Узбекистана сосредоточен и явно замкнут в себе. Нет традиционных для последних лет снимков, где Ислам Каримов и Владимир Путин дружески беседуют, как бы подчеркивая общность позиций и подходов к решению проблем межгосударственного значения…

При всей кажущейся спорности выводов, основанных на визуальных наблюдениях, это своего рода сигнал, заставляющий задуматься о перспективах реального, а не декларативного сотрудничества Узбекистана с бывшими советскими республиками…

Аналитики, достаточно хорошо знающие характер узбекского лидера, склонны считать, что во время визита в Душанбе Ислам Каримов вдруг со всей очевидностью осознал, что его и страну тихо и ненавязчиво втянули в сомнительный военно-политический альянс, исключающий самостоятельные шаги на международном уровне.

Этакий новый формат Союза ССР, от которого президент Узбекистана почти все годы своего правления пытался уйти окончательно. Союза, где решения принимаются за тебя, без тебя, а возможно и вопреки твоему мнению.

Не исключено, что Ислам Каримов почувствовал себя чужим «на этом празднике жизни». С поздравлениями по случаю рождения, дорогими подарками и амбициозными проектами, далекими от действительности.

Отчасти это объясняется существенной разницей в возрасте основных участников. За исключением казахстанского коллеги, все остальные президенты относительно молоды,  не имеют того политического багажа и жизненного опыта, который есть у узбекского лидера. Ему не о чем с ними говорить, а единственный президент, с которым И. Каримов готов был вести диалог на равных, нарочито демонстрировал доброжелательность ко всем, не выделяя кого-то персонально.

В Душанбе не был решен ни один вопрос, имеющий непосредственное отношение к Узбекистану и затрагивающий интересы этой страны. Естественно, в том понимании, которое сложилось у Ислама Каримова. Подписание каскада межгосударственных документов в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ еще ни о чем не говорит. Соглашений уже подписано сотни, вот только результативность их продолжает оставаться проблематичной, а то и сомнительной.

К примеру, сегодня Узбекистан обеспокоен вероятностью шантажа со стороны ближайших соседей, которые готовы использовать ситуацию с распределением водных ресурсов в качестве рычага давления. Не секрет, что Таджикистан планирует расширять мощности алюминиевого завода, что невозможно без существенного увеличения  потребления электроэнергии, базой которой станет именно вода. Кыргызстан всерьез рассматривает перспективу продажи воды в Узбекистан или обмена ее объемов на газ…

Да, в Душанбе была подписана концепция использования водных ресурсов, но не были согласованы механизмы ее реализации и непременные условия, которые заинтересованные стороны просто обязаны соблюдать.

Участниками душанбинского саммита фактически была проигнорирована проблема приграничных конфликтов, с тревожной регулярностью возникающих между среднеазиатскими партнерами по ряду организаций, претендующих на международный статус и братские отношения…

Это – так, только два момента взаимоотношений, выбранные, что называется, навскидку.
Скорее всего, есть и другие проблемы, цивилизованное разрешение которых Узбекистан хотел бы получить в формате политического экономического и военного блоков, к которым присоединился.

Хотел бы, но не получил. Отсюда и разочарование, которое при определенных обстоятельствах вполне может трансформироваться в раздражение. Со всеми, как это принято говорить, вытекающими отсюда последствиями…

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное