Собственность в Узбекистане – пустой звук

В центре Ташкента, не дожидаясь, пока жильцы съедут в никуда, сняли крышу с жилого дома, который до недавнего времени служил архитектурным украшением столицы. По мнению руководства столицы, отсутствие крыши над головой ускорит действия неповоротливых граждан, менее недели назад получивших уведомление о сносе дома, в котором некоторые из них прожили свыше шестидесяти лет.

Надо сказать, что это обычная тактика городских властей. Аналогично ситуация складывалась и в другом центральном районе Ташкента, где жильцам, чьи дома уничтожали в связи с необходимостью прокладки новой автотрассы, – просто отрубали свет, воду, газ и, невзирая на то, что нового места жительства у людей пока нет (администрация Ташкента его попросту не подыскала), снимали кровлю, разбирали стены…

В любой нормальной стране подобный произвол и беззаконие тут же стали бы достоянием общественности, а чиновники, виновные в совершении противозаконных действий, либо были бы отстранены от занимаемых должностей принудительно, либо подали бы в отставку сами.

В Узбекистане, и об этом стоит сказать отдельно, за все годы независимости никто из должностных лиц добровольно в отставку не уходил. Тем более никто не признал, что использовал свое служебное положение не для людей, а против них. Так уж устроено это государство, где простой человек практически бесправен, а лицо, облеченное властными полномочиями, право всегда и везде.

Впрочем, будем справедливы. За всю историю независимого Узбекистана ни один мэр (хоким) города или области не уходил обласканный верховной властью страны. Каждого рано или поздно снимали с работы по компрометирующим обстоятельствам, тем более что обстоятельств этих всегда выше крыши, причем даже той, что была у того или иного хокима. В подобных ситуациях даже самая влиятельная «крыша», как правило, отъезжает в сторону хотя бы для того, чтобы самой не попасть под раздачу.

В двух шагах от оригинального жилого дома, собственникам квартир которого теперь подыскивают бесхозные квартиры в отдаленных частях Ташкента, под слом пошел и так называемый рынок недвижимости. Причем сносят его, несмотря на то, что владельцы рынка являются владельцами земли, на которой он стоит.

Для тех, кто не знает тонкостей узбекского законодательства, скажем, что еще в 2006 году президент Узбекистана издал указ, в соответствии с которым в стране разрешили приобретать землю в собственность. Юридические лица могли сделать это начиная с 1 января 2007, физические – с 1 января 2008 года. Сегодня, к примеру, если вы желаете купить дом, то первоначально должны заплатить за землю, на которой он стоит, внести соответствующий налог на нее, а лишь затем оформить в собственность расположенное здесь строение. Аналогичная ситуация с оформлением собственности для юридических лиц.

Однако в Узбекистане понятие собственность – пустой звук, в чем граждане этой страны имели возможность убедиться неоднократно. Любое решение исполнительной власти, вздумавшей, к примеру, построить дорогу, трасса которой проходит через вашу собственность, или же разместить на вашей земле ларек по реализации свежего воздуха, тут же ставит собственника вне закона. Его попросту выдворяют, зачастую компенсировав не более одной десятой той суммы, что он выплатил за землю.

Механизма, позволяющего собственнику отстоять свои права в суде, равно как и механизма реализации упоминаемого указа президента Узбекистана, в этой стране не существует. Как не существует и подлинного независимого правосудия.

Стоит заметить, что подавляющее большинство граждан это превосходно понимают и даже не пытаются доказать свою правоту и неправомерность действий власти. Они чувствуют себя винтиками в системе, в задачу и основные функции которой перемалывание винтиков и входит.

… Понятно, что сегодня никто не смеет перечить главе администрации Ташкента А. Тухтаеву, поскольку ему поручено дело государственной важности. Однако (и в этом мы почти уверены) вскоре после завершения подготовки столицы Узбекистана к светлому 2200-летнему юбилею, его, как и всех его предшественников, снимут с должности с треском и соответствующими оргвыводами в форме уголовного дела, возбужденного по ряду статей одноименного кодекса.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное