А нам все равно: что повидло, что ЕврАзЭС

Краткий анализ результатов социологического исследования в связи с приостановлением Узбекистаном членства в ЕврАзЭС

В целом материалы независимого опроса показали, что жители столицы Узбекистана – Ташкента – больше, чем проживающие в регионах знают о процессах, происходящих во внешней политике, участии республики в межгосударственных объединениях. Большинство ташкентцев имеют свое мнение по этому поводу, они готовы обсуждать возникшую ситуацию. В областях, напротив, сведущих в этих вопросах не так много, люди имеют смутное представление о внешней политике Узбекистана, у них часто нет желания отвечать на вопросы по этой тематике.

К категории наименее активных можно отнести женщин. Особенно в регионах велико число женщин (75%), категорически отказывавшихся от участия в опросе или не пожелавших отвечать на большинство вопросов. В то же время молодые граждане до 25 лет, несмотря на их готовность обсуждать важные международные события, так же оказались практически не информированы о процессах во внешней политике и о последних событиях, связанных с участием страны в международных организациях.

Подавляющее большинство опрошенных респондентов (73%) на первый вопрос анкеты, слышали ли они о приостановлении Узбекистаном членства в ЕврАзЭС, ответили, что вообще ничего об этом не слышали. И только 12% не исключили такую вероятность, ответив, что слышали, но не часто и не столь детально о приостановлении Узбекистаном членства в ЕврАзЭС.

Ответ «очень часто» и «достаточно часто» выбрали только 3% респондентов, а остальные затруднились или вообще отказались отвечать на этот вопрос.

На вопрос об отношении к решению правительства о приостановлении членства в ЕврАзЭС ответы распределись приблизительно поровну, но доминировала отрицательная оценка. Скорее негативное отношение высказали 28%, а на ответе «очень негативно» остановились 22% опрошенных. Почти треть респондентов (33%) затруднились ответить или отказались отвечать на этот вопрос. «Очень позитивное» (8%) и «скорее позитивное» (7%) отношение высказали всего 15% опрошенных респондентов.

Около четверти опрошенных (24%) считают, что знают ответ на вопрос о причинах, по которым Узбекистан решил приостановить членство в ЕврАзЭС. Но превалирующее большинство (43%) признались, что не знают этих причин. Остальные затруднились ответить или отказались отвечать на этот вопрос.

Нет четкого мнения и по вопросу должен ли Узбекистан приостановить членство в ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества) после того, как он прекратит своё членство в ЕврАзЭС.

Примерно поровну разделилось число сторонников за выход из ШОС (29%) и за членство в этой организации (31%). Не знают ответа на этот вопрос 26% опрошенных респондентов.

Примерно каждый третий (32%) считает, что решение Узбекистана прекратить членство в ЕврАзЭС является сигналом того, что внешняя политика Узбекистана вновь меняет свой курс на Запад и США. В тоже время, каждый четвертый (26%) так не считает. Остальные либо не знают, либо отказались отвечать на этот вопрос.

По мнению большинства опрошенных (51%), решение руководства страны приостановить членство в ЕврАзЭС может оказать негативное воздействие на отношения Узбекистана с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ. Полностью согласны 26% и скорее согласны – 25%. С такой постановкой вопроса не согласился 31% опрошенных, скорее не согласны -16%, полностью не согласны – 15%. Не знают ответа на этот вопрос либо отказались отвечать на него оставшиеся 18%.

Большинство опрошенных (54%) считают, что решение Узбекистана приостановить членство в ЕврАзЭС может оказать негативное воздействие на развитие регионального сотрудничества (На ответе «полностью согласен» с такой постановкой вопроса остановилось 28% опрошенных, а на версии «скорее согласен» – 26%). Отрицательный ответ на этот вопрос дали 15% («скорее не согласен») и 9% («полностью не согласен») опрошенных. При этом почти каждый пятый (19%) сказал, что не знает ответ на этот вопрос.

За развитие хороших политических связей с Россией и Китаем высказались 24% опрошенных, 21% респондентов предпочел западные страны и США, а 18% респондентов считают, что приоритет следует отдать мусульманским странам. При этом в пункте анкеты «другие варианты» большое число опрошенных (23%) высказались за то, что нужно со всеми странами развивать равноправные взаимовыгодные отношения. Здесь также в числе стран для приоритетного развития внешних связей назывались Япония (5%), Южная Корея (4%), страны СНГ (4%).

Доминирующее большинство опрошенных (68%) высказались за то, что хотели бы больше знать о внешней политики Узбекистан в целом. В тоже время, не хотят знать об этом 19% респондентов. Остальные (13%) затруднились ответить или отказались от ответа на этот вопрос.

Опрос охватил все регионы республики в декабре 2008г., но не равномерно. Всего было опрошено 1116 человек в Ташкенте, Республике Каракалпакстан и 12 областях республики. Больше всего было опрошено жителей столицы республики – Ташкента (420 человек). Затем по убывающей: Ташкентская область-112, Самаркандская область – 89, Бухарская область – 74, Республика Каракалпакстан – 70, Ферганская область – 68, Андижанская область – 64 и так далее.

Опрос в основном проведен среди представителей разных социальных групп, выбранных случайно, но доминировали служащие, студенты, представители малого и среднего бизнеса, пенсионеры или временно не работающие. Женщин, в числе опрошенных оказалось менее трети (31%). Среди респондентов есть представители разных национальностей и вероисповеданий, но превалируют граждане узбекской национальности (74%), исповедующих ислам. В регионах опрос в основном проводился среди жителей областного центра или районных центров. Все данные были собраны путем интервью один на один или в ходе телефонных опросов по номерам, выбранным случайно. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Анализ материалов опроса показывает, что большая часть общества достаточно инертно относится к внешней политике республики. Объяснить это можно недостатком информированности в обществе. Как известно, решение о приостановление Узбекистаном членства в ЕврАзЭС так и не было озвучено ни в одном СМИ республики. Эту информацию люди черпали в основном из Интернета или по рассказам знакомых. Также наблюдается большой дефицит материалов, поясняющих преимущества или негативные последствия участия Узбекистана в международных или региональных организациях. В целом внешняя политика остается одной из закрытых сфер для общественности, этот информационный вакуум порождает гражданскую и политическую пассивность граждан, нежелание обсуждать внешнеполитическую проблематику.

Для упрощения восприятия инициативная социологическая группа, проводившая исследования, при подсчете окончательных данных отказалась от использования десятых и сотых долей процента.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное