Генералы ферганских карьеров

В Ферганскую область прибывает с проверкой рабочая группа Генеральной прокуратуры Узбекистана. Приоритетная сфера проверки – исполнение закона «Об образовании». Проверке подлежат все учреждения, так или иначе связанные с детьми, их здоровьем, учёбой, воспитанием и досугом.

Только в январе 2010 года в Фергане совершено два убийства несовершеннолетних несовершеннолетними. Родители стали бояться отпускать детей на улицу, особенно во внеурочное время. Первое убийство произошло 11 января, и было совершено с особой жестокостью. (Ребёнок был удушен шнуром, уже мёртвому была раздроблена камнем голова, многочисленные колотые раны в области грудной клетки). Суть дела: шестиклассник, являясь «заказчиком» убийства другого шестиклассника – своего двоюродного брата, взял себе в подельники восьмиклассника. Они заранее выбрали безлюдное место, заманили туда жертву. После смерти ребёнка, надругались над его трупом. Убийцы пришли на следующее утро посмотреть, не ожил ли случайно убитый.

К чести правоохранительных органов города, уже на третий день убийцы были задержаны, на допросах они не таились, подробно, без страха, слёз и раскаяния рассказали о своём злодеянии. Сейчас шестиклассник этапирован в специнтернат, а восьмиклассника содержат в СИЗО. Следствие до сих пор продолжается, так как установлено, что при совершении убийства присутствовали другие несовершеннолетние, не принимавшие участия в расправе.

Убитый был из обычной семьи, где помимо него было еще трое детей. Что касается убийц, то и здесь как по месту жительства, так и по месту учебы, им дают самые обычные характеристики – не хулиганы, не прогульщики, не наркоманы, на учёте не состояли, успеваемость средняя, судимости не имеют, в семьях относительный достаток.

Что касается второго убийства, то и о нём невозможно писать без содрогания. Хотя в данном случае подробности не столь широко известны. Была убита несовершеннолетняя девочка, воспитанница интерната, тело которой найдено со следами надругательств. Убийцу быстро поймали, им оказался несовершеннолетний, окончивший летом 2009 года девятый класс, но не поступивший ни в колледж, ни в лицей.

Директоров школ, где учились преступники, совершившие первое убийство, сначала отстранили от работы, затем на них завели уголовное дело. В вину вменяется халатность. Свою долю наказания получат и классные руководители.

Под особый контроль местных правоохранительных органов попали все детские учреждения, начались повальные проверки – от финансовой части до хода учебно-воспитательного процесса. Нарушений набралось на несколько уголовных дел. Правда, надзорный пыл скоро угас, в противном случае, вполне могло оказаться, что в Фергане просто некому будет работать с детьми.

Кроме убийств начала 2010 года в Фергане множество преступлений уличного характера, совершаемых подростками, преимущественно учащимися колледжей и лицеев: кражи, хулиганство, наркомания и токсикомания, проституция, вымогательство, массовые драки (стенка на стенку). В Фергане зарегистрирован случай суицида несовершеннолетнего. За два месяца начавшегося года список более чем солидный.

До руководства правоохранительных структур, наконец, дошло, что волна подростковой преступности может просто лишить их своих мест. В «проблемные» колледжи и школы стали ежедневно наведываться не только сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних УВД, коих в другое время сюда калачом не заманишь, но и прокурорские работники, сотрудники УСНБ.

Особое внимание стали уделять пропускам занятий. Больше всего их в колледжах, поскольку юноши и девушки совмещают учёбу с работой, часто в ущерб первой. Стоит отметить, что студенты колледжей и лицеев сейчас не получают стипендий, находясь на иждивении у родителей. За исключением малоимущих из числа сирот и детей из неполных семей, которым полагается приличная по местным меркам стипендия…

Сейчас отсутствие на занятиях 12-15 подростков на одно учебное заведение расценивается как ЧП и влечет письменные объяснительные руководства учебных заведений. Периодически в городском  хокимияте устраивают анализ проведённых проверок с комментариями сотрудников правоохранительных органов. Затем начинается «серьезный разговор», часто заканчивающийся дисциплинарными взысканиями, вплоть до увольнения.

Помимо профилактических бесед, индивидуальных собеседований, дисциплинарных линеек в ряде учебных заведений сотрудниками УВД и прокуратуры были показаны оперативные кадры, снятые на местах убийств несовершеннолетних. Подросткам постоянно твердят, что в случае длительных пропусков занятий без уважительной причины их в принудительном порядке будут направлять в специализированные интернаты закрытого типа. Реальных примеров таких наказаний уже достаточно.

Дисциплинарные линейки стали проводить дважды в день – утром и после второй пары, чтобы лучше контролировать посещаемость. Результат: до января 2010 года средняя посещаемость занятий в «проблемных колледжах» составляла 50-65 процентов, после 70-85.

Так было не всегда.  3-4 месяца назад, пропускающих занятия подростков, просто отчисляли к радости последних. 

С сентября 2009 года подавляющее большинство колледжей и лицеев, а также ряд школ заключили договора с рядом ЧОПами (частные охранные предприятия) на оказание их услуг по охране учебных объектов и введению контрольно-пропускного режима. Новшество вызвало неординарную реакцию в подростковой среде. Во-первых, независимо от количества пар, подростков просто не выпускали за пределы колледжей до окончания занятий, во-вторых, с санкции администрации учебных заведений стали практиковать добровольно-принудительные обыски студентов на предмет выявления «носвая», сигарет, холодного оружия и т.п.

Вскоре, однако, большинство подростков адаптировались и к этой ситуации. Стали использовать для своего выхода из колледжа забор, девушкам, конечно, понадобилась в этом определенная практика, но и они привыкли. Или же подкуп охраны. К примеру, зарплата рядового охранника ЧОП «Титан» – наиболее солидного в городе –  колеблется от 120 до 130 тысяч сумов ($55). Понятно, что тяжело найти профессионалов по безопасности за эти деньги. В какой-то степени эта работа устраивает вчерашних выпускников, так что качество охраны желает лучшего.

Сегодня ряд учебных заведений уже отказались от услуг ЧОПов – слишком дорогое удовольствие, поскольку за охрану платят дети из кармана родителей. В среднем, 1000 сумов в месяц каждый.

Проблемы же остаются. И очень часто администрация учебных заведений не любит выносить сор из избы. К примеру, по окончании хлопкового сезона 2009 года в одном из колледжей города при сборе хлопка произошёл следующий инцидент. На поле двое второкурсников избили преподавателя, который позволил себе сделать резкое замечание в плане, «что хлопок нужно собирать более активно». Нельзя сказать, что он был избит до полусмерти, но медицинская помощь потребовалась, и какое-то время он проходил лечение в стационаре. Всё наказание для подростков ограничилось простым отчислением. Поднимать шум не стали.

Это о ситуации в целом, однако, вернемся к комиссии из Генпрокуратуры, с чего мы и начали эту публикацию. Накануне прибытия проверяющих в погонах на синих мундирах представители местной исполнительной власти рекомендовали всем руководителям учебных заведений внутренними приказами отменить выходные дни. По нашим данным, только в Фергане в феврале 2010 года этим рекомендациям последовало более 25 колледжей, лицеев, школ, детсадов. Чем же занимались люди в выходные? В основном, красили и мыли, писали никому не нужные бумажки, т.е. коллективно готовились втирать очки проверяющим.

В ряде учебных заведений, преподавателям экстренно выписали премии в размере 50-75 тысяч сумов наличными, а не на карточку. Директора говорили «Эти деньги на комиссию, не тратьте».

Кроме того, городской хокимият предписал педагогам негласно провести беседы с подростками. Чтобы те в беседах тет-а-тет не жаловались. Детям было запрещено говорить и о сборах денег в учебных заведениях на ремонт, на зачёты, на канцтовары, на отопление, на охрану, на практику, на экзамены. «Кто не может держать язык за зубами, учиться у нас больше не будет».

Помимо активности со стороны правоохранительных органов, сумбурную деятельность стало осуществлять молодежное движение Камолот: анкетирование и выставки. Спорткомитет: внеочередные соревнования среди школ и колледжей. СПИД-центр: проводить лекции для несовершеннолетних.

Все это привело к тому, что многие педагоги, не выдержав нервного напряжения, стали к концу февраля уходить на больничный (хоть как-то отдохнуть от «активного ожидания комиссии»). Сначала прокуроров ждали 5 февраля, затем 20 февраля, затем 5 марта и, наконец, 9 марта. Всё это время педагогический состав области только и слышит от руководящих сотрудников хокимията угрозы «о персональной ответственности каждого» или «об автоматическом увольнении в случае обнаружения нарушений».

Для справки: «Проблемные колледжи» – учебные заведения, чьи направления и специальности не пользуются спросом. Девятиклассники попадают сюда по остаточному принципу. Понятно, что и контингент учащихся здесь – малоимущие или имеющие за плечами уголовный опыт, судимости. Это же определение можно отнести и к «проблемным школам». Складывается даже некоторая преемственность – дети из «проблемных школ» поступают в «проблемные колледжи»…


Искандер.

Ферганская область. Специально для Uzmetronom.com

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное