Замира Раззакова: о голове и хвостах

Нет никаких сомнений, что мы живем в самой богатой и самодостаточной стране. Даже не в стране, а в центре рая. Наш край-рай, называется одним простым, но светлым словом Узбекистан! Сейчас чувствую, что на меня выпрыгивают с монитора компьютера возмущенные завсегдатаи заблокированных в Узбекистане сайтов. Да вы что, Замирахон! О чем это вы? Какой рай? Что за богатства? Где самодостаточность?    

Уважаемые, не торопитесь навешивать на меня различные ярлыки. Сейчас все докажу. Весь мир ведет героическую борьбу с последствиями глобального экономического кризиса. Финансисты разрабатывают меры по устранению его последствий. В самых развитых странах наблюдается потребительский спрос, люди экономят во всем и надеются пережить весь кризисный ужас. В Америке и Европе самолеты летают полупустыми, товары не продаются, фирмы разоряются и т.д. и т.п.

Что у нас? А у нас благодать! Как же можно не любить такое чудное место на земле? После ежедневного просмотра «Ахборот» и чтения наших газет, могу точно сказать, что ни за что не променяю свою страну на какую-либо другую. Как утверждают сладкоголосые и восторженные ведущие «Ахборот», только здесь, и нигде больше, каждому предлагается «бесконечный поток возможностей» Решено – буду здесь жить вечно. Знаете почему? Да такого удивительного места нет нигде. Где и в какой стороне можно одновременно веселиться и плакать?  

Несмотря на свирепствующий глобальный кризис, у нас полное счастье в карманах. Мы не нарадуемся собственному бескризисному счастью. Только мы во время кризиса живем так легко, богато и беззаботно. Узбекистан процветает. Стремительно теряющий финансовый авторитет во всем мире американский доллар только в Узбекистане стабильно растет по отношению к узбекскому суму. Исключительно мы строим грандиозные дворцы.

Только мы можем спокойно снести любое здание или вырубить вековые деревья, чтоб было видно издалека наш Дворец Форумов. Но больше всего жаль было, что снесли гостиницу «Пойтахт». Нет, не само здание. Любой бизнесмен, начиная бизнес в Узбекистане, должен понимать всю степень риска потерять вложенные в дело деньги. Хотя, добавлю свои три копейки по этому поводу, как всегда, не поленюсь. Знаете, как у нас сносят здания? Точно, как в том анекдоте про то, за какое время можно выучить китайский язык. А когда надо?!

Вот и со сносом гостиницы, думаю, так и было. Кто-то спросит, почему я так уверена, что это происходило именно таким образом? Да у нас так работают все и везде! Ну, про это я особо скажу. Поэтому давайте не отвлекаться и разделаемся с гостиницей. Итак, в здание гостиницы приходит хокимиятовец, примерно в 17.55 и ставит в известность, что гостиницу начнут сносить уже завтра с утра. Что тут начинается?! Владелец здания (я бы его наградила медалью за мужество или выразила бы восхищение, если он после этого выжил) должен собрать армию мардикеров, которые будут выносить мебель и оборудование, демонтировать двери и окна, отдирать паркет и ковровые покрытия. За этими бравыми ребятушками необходимо следить в оба – наши молодцы знают свое дело. Они могут за час работы город разрушить, что им маленькая гостиница? Ломать не строить! У меня даже мужества не хватит описать это варварское нашествие.

К гадалке не ходи, точно знаю, что уже с утра в гостинице отключат воду и электричество, чтоб убыстрить процесс. Как бы ни звучало жестоко, мне не жаль владельцев здания. Как я сказала, бизнесмены в Узбекистане знают, что ничто не вечно, тем более успешный бизнес. Только до слез обидно за персонал гостиницы «Пойтахт». Знаете, почему? Ответ очень прост. В наших гостиницах работают не просто мальчики или девочки, а выпускники самых престижных вузов нашей страны или те, кто прошел серьезную стажировку за рубежом и имел несчастье совершить глупость и вернуться обратно.

В любой ташкентской престижной гостинице за стойкой ресепшена стоят выпускники, например, УМЭД и Вестминстерского университета – эти ребята, прекрасно владеющие, кроме узбекского и русского, еще английским, немецким или французским языками, встречают гостей нашей столицы. Конечно, это прекрасно. Но не слишком ли расточительно использовать их в качестве обслуживающего персонала?

Точна такая же ситуация и в офисах операторов связи. Только у нас перспективная образованная молодежь работает в качестве простого младшего персонала. Умные мальчики и девочки сидят и тыкают в клавиши в офисах операторов связи или за стойкой гостиниц. Вот такие умники и умницы остались без работы. Считай, лишились всего. Куда им теперь идти? Они и эту работу с трудом нашли, а у нас потеря работы, означает потеря всего!  Вот их-то жалко, а откроется ли для безработных ребят тот самый «бесконечный поток возможностей» – это еще бабка надвое сказала?!

По «Ахборот» передают, что объявлен конкурс среди банков по привлечению клиентов в эти чудные кредитные организации. Вот прихожу я в банк. Клиент, между прочим, захватил денежку, чтобы заплатить за коммунальные услуги (газ, электроэнергию, мусор, воду, отопление – заметьте деньги немалые), а там девушки жутко заняты, рассматривают товар, принесенный какой-то женщиной. Сотрудницы банка роются в сумках и передают друг другу скатерти, постельное белье, детские носки,  колготки, крема и другую разную мелочь.

Тут их я отвлекаю разными пустяками вроде оплаты счетов. В наших банках навалом налички и пенсионеры не сидят возле банка неделями, чтоб свои кровные крохи-пенсии получить. Каюсь, отвлекла я девушек, но это одно дело, а совсем другое прийти в банк без бланков квитанций. То ли наглым, то ли наивным клиентом я оказалась. Я же думала, меня тут ждут и по первой же моей (вежливой) просьбе вручат кипу бумажек-промокашек. Я их быстро заполню и оплачу все счета. Щась!!!

В первом банке девушка-оператор сразу отрезала, что бланков у нее нет. В следующем оператор дала мне один бланк и отрезала, что больше не даст. Нас (клиентов) много, поэтому бланков на всех не напастись, а если мне очень нужно заплатить, то могу в соседнем здании отксерить бланк. С опытом человек становится мудрее, сегодня уже прихожу в банк полностью укомплектованная. Накануне достала все необходимые бланки (потратила на это полдня, посетив все коммунальные шарашки, и получила массу поводов написать о них еще одну заметку), захватила сразу две ручки (вдруг первая откажет, а у меня еще одна – резервная) и  не забыла кошелек с деньгами. Словом, вооружилась девушка до зубов.

Теперь догадайтесь, смогла ли я заплатить деньги? Дудки! Зашла в банк, а за мной бегут двое, чуть не сбив меня у входа, пулей устремились за стойку, где сидят девушки-операторши. Один из них, который постарше, кричит: «Проверка! Все закрывайте! Работу начнете после проверки!» И это в разгар рабочего дня, кроме меня там еще были и другие клиенты, кстати, не все из них хотели получить деньги, но были и те, которые собирались, как и я, оплатить услуги и др. выплаты. Пришли также с деньгами, с которыми и ушли обратно домой. Банку в этот день деньги не достались. Ура конкурсу по привлечению клиентов в банк! Ура банку!

Наблюдая за всем этим, я сделала невероятное открытие. Есть такое понятие «итальянская забастовка». Это когда государственные чиновники создают видимость работы, а на самом деле не работают. Саботируют работу на рабочем месте. Узбекские чиновники занялись вот такой забастовкой, немного придав ей национальный колорит. Если итальянские забастовщики борются таким путем за улучшение условий труда, то узбекский вариант «итальянской забастовки» характеризуется совсем другим. Наши мелкие клерки, видя, как воруют по крупному большие начальники, «итальянской забастовкой» выражают свой узбекский протест.

С наступлением весны наши хокимиятовские архаровцы, словно возбудители сезонной аллергии, выскакивают со своих душных кабинетов на улицы города. Сейчас меня смогут полностью понять те, кто страдает этим недугом. Аллергия приходит и ее только нужно пережить. Цветут деревья, аллергия приносит страдания и от нее нельзя избавиться. Этот жуткий процесс можно только перетерпеть. Так и с хокимиятовскими, ходят по дворам толпами. Только вчера прошла колонна во главе районного замхокима, а с ним еще два хокимовца, начальник ЖЭКа, председатель и секретарь махаллинского комитета. Ой, забыла еще участковый милиционер для устрашения. Начинается обход высокой комиссии. Странно, что комиссию не устроила высота живой изгороди (велели укоротить), но члены не заметили скамейку, сооруженную старушками из восьми кирпичей и бревна, (могли дать указание, заменить ее более цивильной), не заметили участки, которые облагораживают и озеленяют энтузиасты (можно было им сказать человеческое «спасибо»). Комиссия во главе замхокима молча и гордо проплыла перед тружениками придомовых огородов.     

В дни андижанских событий по первому каналу (ОРТ) России выступал, так называемый, эксперт по Центральной Азии. «Анализ» молодого эксперта в несвежей кофте типа «водолазка» вызывал тогда легкую ухмылку. Почему я об этом сейчас вспомнила, ответ совсем прост. Происходящие в Узбекистане аресты многие российские СМИ поспешили назвать арестами олигархов. Хотя любой живущий здесь точно знает, что нет у нас олигархов. Да, все арестованные – это богатые и очень богатые люди. Как у нас появляются богатые люди, каждому узбекистанцу известно давно. Но все же хочу начать все по порядку.

В Узбекистане нет свободного доступа к информации, а он и не нужен никому. Любую даже самую конфиденциальную информацию мы получаем и распространяем с такой космической скоростью, что в ВВС могут позавидовать. К тому же, мы сами научились мастерски ее анализировать, сопоставляя сведения и слухи из разных источников. Прогнозы делаем лучше Ванги.

Так вот, нынешняя чистка, как говорят, началась с того, что один из известных олигархов купил две автомашины иностранного производства. Автомобили были столь роскошными, что только за их «растаможку» была уплачена невероятная несколько миллионная  сумма.

Президент не уставал твердить, что он знает обо всем, что творится в стране. Смешно было думать, что эта информация пройдет мимо него, а тем более глупо думать, что он оставит ее без внимания. Словом, парни нюх потеряли.

Но, как всегда, у меня особое отношение к этим арестам. Успешный бизнес, который вели узбекские «олигархи» можно было проворачивать в Узбекистане только с надежной административной крышей. Белке  понятно, что многим этим олигархам зеленый свет в бизнесе обеспечивали государственные чиновники. Во многих случаях это происходило в ущерб деятельности других предпринимателей. Интересно, доведут ли все эти процессы до логического конца и выведут ли по уши погрязшего в коррупции чиновника на «чистую воду»? Масштабная коррупция на государственном уровне помогла сколотить огромнейшее состояние не только арестованным, но и большинству высших чиновников.  

Естественно, найдутся такие люди, которые будут приводить различные аргументы в пользу узбекских олигархов. Меня неумной назвать трудно и я прекрасно понимаю, что без класса собственников нельзя ожидать экономического процветания. Но во многом арестованные спровоцировали собственные аресты сами. Даже не размерами богатства, а поведением, которое у нас не поощрялось никогда. Как у нас принято, людская молва раздула все это, и власть вынуждены была принимать меры.    

Теперь ожидается следующий акт этого действия. Санация должна плавно перейти в процесс передачи национализированного имущества в чьи-то руки. Рыба гниет с головы, а чистят ее с хвоста. Хвостами оказались олигархи, а истинные коррупционеры будут продолжать свое дело.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное