Валютный штиль. Кому он выгоден?

«Черный рынок» валюты, по наблюдениям специалистов, в очередной раз продемонстрировал, что не является стихийным, не подвержен реальной конъюнктуре, а жестко контролируется властью, в первую очередь, теми ее представителями, которые  распределяют финансовые потоки республики.

22 апреля теневой курс доллара к национальной валюте Узбекистана – суму – выражался пропорцией 1:1700, то есть почти вплотную приблизился к абстрактному курсу, установленному Центробанком, однако доллары на руках можно было только продать, но не купить. Лица, скупающие валюту у населения, откровенно признавались, что заниженный курс им диктуют каждое утро. На вопрос, кто конкретно, либо не отвечали вообще, либо ссылались на неких «бригадиров», которые и запретили продавать доллары. Такого в Узбекистане не было давно.

Бизнес в панике, поскольку в стране с уродливой банковской системой «ниппель» (туда – дуй, а оттуда…) и полным отсутствием возможности конвертировать выручку, так называемый «черный рынок» был единственным, где принимали сумы в обмен на доллары. Доллары наличными переправляли за границу, что и позволяло экономике республики худо-бедно сохранять определенную стабильность.

На этом фоне поражают цены на продукты питания и товары первой необходимости, причем, не только импортные. К примеру, 1 килограмм приличных помидоров в Ташкенте сегодня стоит 4000 сумов, то есть, почти 3 доллара. И это в стране, где помидоры совсем не экзотический продукт. В советское время 1 килограмм помидоров в государственном ларьке стоил 8 копеек, а те же, но отборные у частника – 20 копеек.

Аналогичная ситуация и с другими дарами земли узбекской. 1 килограмм картофеля урожая нынешнего года стоит 2000 сумов или 1, 2 доллара по нынешнему курсу. Столько же стоит 1 килограмм капусты. 95 (упаковка) граммов ординарного кофе Nescafe Gold в магазинах продают по цене 13000-14000 сумов что немногим меньше 10 долларов США и значительно дороже, чем тот же кофе стоит в Германии или Америке. При том, что средняя зарплата там – в 15-20 раз выше, нежели та, что сложилась в Узбекистане. Аналогичная ситуация с моющими средствами, предметами санитарии и гигиены, одеждой и так далее…

Можно понять стремление власти, в административном порядке создавшей штиль на рынке валюты, показать трем тысячам гостей, ожидаемых на саммит Азиатского банка развития (АБР), благополучие и достаток, расцвет экономики, и высокий уровень благосостояния граждан Узбекистана. Скажу больше – снижение курса можно было даже приветствовать, отвечай он сложившимся экономическим реалиям.

Однако именно реалиям он и не отвечает. По строжайшему секрету нам все-таки сказали, что при очень большом нашем желании мы можем купить доллары, но при условии, что купленная партия будет не меньше 10 000.

– Курс?

-2800 за доллар, – на голубом глазу ответили нам…

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное