Без диалога нет понимания

Мой знакомый Обид-ака, имеющий ошские корни, давно живет в Ташкенте. Здесь выросли его дети, которые сами уже обзавелись семьями. Однако связей с Ошом Обид-ака не теряет. Регулярно бывает там, старается не пропустить семейные торжества или траурные мероприятия, устраиваемые его ошскими родственниками. Вот и на этот раз, он поехал к ним, чтобы принять участие в свадьбе своей племянницы.

– В Оше новую туйхону построили,- с гордостью рассказывал он перед отъездом,- такую же помпезную, богато отделанную, в точности как ташкентский ресторан «Версаль». Вот там 12 июня и пройдет свадебный вечер. Поехали с нами, гостем будете, отдохнете,- усиленно приглашал с собой. Однако, как обычно, повседневные дела и заботы не дали возможности откликнуться на приглашение.

9 июня он выехал в Ош, на следующий день позвонил, сказал, что доехал нормально, что подготовка к свадьбе идет вовсю. «Приезжайте, ведь до субботы еще есть время, не пожалеете,- повторил он свое приглашение.

А 11 июня начались кровавые ошские события. Обид-ака выйти на связь со своими в Ташкенте смог только через несколько дней. Сказал, что он и еще несколько узбеков скрываются в подвале у знакомого киргиза. Боясь, что могут перехватить этот телефонный разговор, не стал уточнять, у кого именно находится, добавил лишь, что среди погибших немало родственников, и что ошский «Версаль», где намечалось свадебное торжество, сожжен дотла.

В потоке страшных, трагических вестей с юга Киргизии, это было единственное светлое пятно. Не все киргизы потеряли свое лицо, не все потеряли разум, превратившись в кровожадных убийц и насильников. Тот факт, что Обидака нашел убежище в доме киргиза – свидетельство тому. Однако мгла ненависти и страха превалирует. Одно лишь сообщение о том, что киргизские врачи отказывались лечить узбекских раненых, только потому, что они узбеки, ввергает в ужас: до чего же надо дойти, чтобы забыть о клятве Гиппократа! Наверняка, выпускники киргизских медицинских вузов знают о ней не понаслышке.

Вспоминается одна из поездок в анклав Сох. В 2006 году там заканчивали реконструкцию здания инфекционного отделения Сохской районной больницы. Оно было построено еще в советские времена и при его возведении не были учтены местные климатические условия. Кровля здания была выполнена из мягкого рулонного материала (рубероида), обильные осадки довольно скоро привели крышу в негодность, она стала протекать, что привело к повреждению внутренней отделки помещений, полов. Вышла из строя и отопительная система.

Куда только ни обращалась администрация лечебницы с просьбой отремонтировать здание, но отовсюду слышали ответ: нет средств. Помогло Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, которое в те годы осуществляло в Ферганской долине проект «Региональный диалог и развитие». Благодаря финансовой поддержке швейцарцев инфекционное отделение отреставрировали, и там появилась возможность размещать отдельно больных гепатитом и диареей – двух наиболее распространенных в районе заболеваний.

Как отмечали местные медики, в больнице лечатся не только сохцы, но и жители близлежащих киргизских аилов. «Раз больной – значит, лечим в силу своих возможностей, не смотрим, кто какой национальности или у кого какое гражданство,- говорили они.

Не знаю как сейчас, но в 2000-х среднеазиатские государства получали от Швейцарии ежегодно около 38 миллионов долларов в виде грантов и технической помощи. Взрывоопасная обстановка в Ферганской долине, связанная с такими факторами, как перенаселенность, неурегулированность государственных границ, ограниченность земельных угодий и ресурсов воды, распад других инфраструктур, побудили швейцарцев разработать проект «Региональный диалог и сотрудничество» (РДР). Его задачей, с одной стороны, была поддержка имеющихся механизмов для сохранения мира и роста благосостояния населения, а с другой – устранение внутренних причин разногласий.

РДР направлял гранты на реконструкцию общественных сооружений, обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов, проведение русла каналов, восстановление  

вышедших из строя дренажных систем, асфальтирование дорог и многое другое.

Учитывая, что в трех граничащих в Ферганской долине странах постоянно происходят межэтнические конфликты, связанные со структурными, государственными проблемами и проблемами развития, РДР большое внимание уделял выявлению и воспитанию так называемых посредников из числа наиболее уважаемых жителей этих кишлаков и аилов. Проводились специальные семинары, консультации, круглые столы, на которых посредники, или как их еще называли, медиаторы, получали навыки ведения переговоров с конфликтующими сторонами, предупреждения, предотвращения и разрешения межэтнических споров.

По существу, это была попытка возрождения исторических традиций добрососедства и мирного сотрудничества, бытовавших у тюркских народов. Издревле при возникновении конфликтных ситуаций для их разрешения прибегали к помощи посредников. Ими в основном были старейшины родов, известные люди, пользующиеся авторитетом у конфликтующих сторон.

Нужно сказать, что за несколько лет была создана большая группа медиаторов, которые многое сделали для погашения межэтнических споров в Ферганской долине. Особенно выделялись киргизские медиаторы, которые пользовались относительной свободой, наблюдавшейся «на островке демократии», как называли тогда Киргизию.

Да и в узбекской части Ферганской долины медиаторы были довольно активны. Возглавляла эту работу Рано Махкамова – яркая, целеустремленная женщина, в недалеком прошлом – комсомольский вожак Ферганской области. Являясь руководителем неправительственной некоммерческой организации, она немало сил и энергии направляла на обучение и налаживание контактов медиаторов трех стран.

В 2006 году швейцарский проект «Региональный диалог и развитие» завершил свою работу. Почти одновременно узбекские власти пересмотрели «правила игры» с неправительственными некоммерческими организациями, многие ННО, в том числе и детище Рано Махкамовой, были закрыты. Через пару лет, не дожив до 50 лет, ушла из жизни и она сама. Без финансовой подпитки заглохло движение посредников.

…Обид-ака только недавно вернулся домой, больной, изможденный. Слушая его страшные рассказы, перед которыми меркнут картинки с телеэкрана, я думаю о том, почему не дали всходов семена вечного, доброго, щедро предоставленные европейскими демократами. Неужели наша почва столь бесплодна, что может рождать только дикость озверевшей толпы.

Конечно, наивно думать, что силами медиаторов можно было бы предотвратить этот кровавый беспредел. И все же, действия медиаторов, будь они по-прежнему в силе, предотвратили бы многие убийства, зверства, бесчинства. В этом можно быть уверенным.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное