Девятнадцать лет спустя…

31 августа корреспондент нашего издания провел несколько экспресс-интервью с жителями и гостями столицы, попросив собеседников ответить на один единственный вопрос: «Как вы оцениваете девятнадцать лет суверенного развития Узбекистана?». В отличие от диверсионно-идеологического центра «Ижтимоий фикр», распространяющего весьма сомнительные результаты социологических опросов населения, мы решили опубликовать мнения людей такими, какими услышали. Без прикрас и комментариев.

Анвар Ибрагимович (62 года, Андижан): «На мой взгляд, самым существенным достижением Узбекистана является мир, спокойствие и межнациональное согласие, существующее в нашей стране. Нам удалось избежать многих ошибок, совершенных в других государствах при распаде СССР. Наверное, потому, что наш президент –  интернационалист по мировоззрению и воспитанию. Он понимает, что многонациональная страна – это несомненное достоинство, а не недостаток. Я помню общественно-политическую ситуацию в Узбекистане в период, предшествующий провозглашению независимости, и в первые годы после принятия акта о государственном суверенитете. Тогда Узбекистан, стань у его руля другой человек, мог навсегда лишиться своего генофонда в лице представителей других народов. Повторяю, мой ответ таков: мир, спокойствие, межнациональное согласие».

Бекзод (39 лет, Самарканд): «Я благодарен нашим отцам за Декларацию о независимости Узбекистана. Мои родственники были обеспеченными людьми, но всегда скрывали уровень своего достатка. Сегодня  мы не боимся говорить, что богатые, что занимаемся бизнесом. Я построил хороший дом, обеспечил обучение своих детей, у нас во всем достаток. Я бы не хотел возврата к коммунизму и социализму с их всеобщим равенством.  Главным результатом девятнадцати лет независимости считаю то, что она позволила людям открыто богатеть. Есть возможности – живи красиво, это очень хорошо».

Альфия (44 года, Гулистан): «Не знаю, что сказать. Наверное, независимость – это хорошо. Я и тогда работала, и сейчас. Дети выросли, учиться не пошли – нет денег. Работают. На хлеб хватает. Живем спокойно, спим спокойно по ночам. Что еще человеку надо?»

Виктор (55 лет, Ташкент): «Я живу в Узбекистане всю жизнь, родился и вырос здесь. Я привык к этой стране. Одно время думал уехать в Россию, но потом передумал. Там я никому не нужен, здесь у меня друзья, знакомые, работа. Богатым не стал, но и бедным себя не считаю. Что бы я отметил как самое важное?.. Можно о плохом? У нас нет справедливости. Богатые живут по своим неписанным законам, бедные часто бесправны, хотя перед законом должны быть равны все. Для чиновников простой человек – пустое место. Они нами командуют, как будто мы их собственность. Плохо, что президент Узбекистана перестал общаться с простыми людьми. На всех фотографиях он или один, или люди на почтительном расстоянии от него. Простой человек не может сказать главе государства, которого он избрал, о своих проблемах. А как было бы хорошо, если бы Ислам Абдуганиевич раз в месяц за чашкой чая встречался с народом. Не с теми, кого чиновники отберут, кто будет лишь хвалить его, а с настоящим народом. Я хочу, чтобы президент встречался с народом, а не проезжал мимо него каждый день, чтобы он заставил чиновников слушать людей».

Махкам (41 год, Ташкентская область): «Мой отец при советской власти выращивал помидоры, я начинал механизатором в колхозе, окончив сельское ПТУ (профессионально-техническое училище), и сейчас работаю в мастерских. Мои дети тоже работают на селе. На фермера. Их дети, наверное, тоже будут работать на фермера, и внуки будут работать на фермера. Для меня и моей семьи ничего не изменилось. Раньше работали на колхоз, сейчас – на бая. Какая разница?»

Акмаль (22 года, Ферганская область): «Независимость – это хорошо. Могу работать, где хочу. Сейчас работаю в Ташкенте, у нас в семье все строители. Два брата работают в России. Там тоже хорошо. Деньги домой пересылаем. Родителей кормим, сестренок скоро замуж выдадим. Спасибо президенту».

Шерзод Рахимович (57 лет, Ташкент): «Праздник независимости – самый дорогой праздник для узбекского народа. Я всю жизнь работаю на государственной службе, получаю хорошую зарплату – полмиллиона сумов ($225 – ред.), смог дать детям высшее образование за границей, а при СССР дальше Москвы нам дороги не было. Я рад, что во главе Узбекистана с 1989 года стоит Каримов Ислам Абдуганиевич. Мои дети тоже пошли на государственную службу и очень хорошо живут. Они – уважаемые люди. И нас все уважают – вот, что дала мне независимость».

Гулям (19 лет, Кашкадарьинская область): «Что хорошо? Уехать можно, куда хочешь. В Америку, в Россию. У нас половина кишлака уехала. Денег на билет накоплю и тоже уеду. Хочу хорошо жить».


Шароф Мансурович (69 лет, Ташкент): «Мое поколение в оценке девятнадцати лет независимости разделилось на два лагеря. Одни с тоской вспоминают СССР – действительно большую и могучую державу, другие – сожалеют, что независимость пришла слишком поздно. Тогда, когда большая часть их жизни была уже в прошлом. Я отношу себя к последней категории граждан страны…» 

Садриддин (36 лет, Ташкент): «Я доволен и дети мои счастливы. Мир, тишина, люди не бояться выходить на улицу, в Узбекистане не стреляют, кушать есть, что, жить есть, где. Что еще человеку надо! Узбек никогда и нигде не пропадет. Да здравствует независимый Узбекистан! Дай Бог здоровья Ислам-ака, мы любим его!»

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное