Ностальгия по шурави

28 декабря 1979 года правительство Демократической Республики Афганистан в обращении к афганскому народу и всему международному сообществу официально сообщило о вводе на территорию своей страны ограниченного контингента советских войск (ОКСВА). В заявлении говорилось, что это было сделано «с целью защиты Апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости…» На самом деле операция по вводу войск, носившая кодовое наименование «Байкал-79», началась гораздо раньше вышеупомянутого заявления. Ещё 25 декабря в 15.00 часов пополудни передовые части 108-й мотострелковой дивизии форсировали Аму-Дарью неподалёку от Термеза и пересекли советско-афганскую границу. Соединению была поставлена задача через перевал Саланг подойти к столице Афганистана и блокировать её. Практически одновременно из Кушки на Герат и Шинданд стала выдвигаться 5-я гвардейская мотострелковая дивизия. А на аэродромах Кабула и Баграма высаживались подразделения 103-й Витебской дивизии ВДВ и 345-го отдельного парашютно-десантного полка из Ферганы. Спустя двое суток, вечером 27 декабря, силами специального назначения КГБ и ГРУ был физически отстранён от власти глава правительства ДРА Хафизулла Амин. Его место занял Бабрак Кармаль. Ввод ОКСВА и смену высшего руководства назвали вторым этапом Апрельской революции и продолжением борьбы афганского народа за демократические преобразования.

Многие считают, что именно с этого дня в Афганистане началась война, но это не так. К тому времени в стране фактически уже развернулась широкомасштабная гражданская война. Много раньше против центральной власти состоялись вооруженные выступления Хекматиара, Ахмад Шаха Масуда, мятеж в Герате. Советские войска вошли как на раскаленную сковородку и, естественно, очень быстро были втянуты в боевые действия, хотя изначально они должны были встать гарнизонами, обеспечить стабильность в городах, крупных кишлаках, на основных магистралях и через полгода – год покинуть страну.

Так, что же это было – интернациональная помощь или вооружённая агрессия против суверенного государства? Об этих и многих других аспектах афганской роблемы шла речь в беседе с членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Рудиком ИСКУЖИНЫМ. Рудик Газизович – ветеран боевых действий, девять лет прослужил в Афганистане, где выполнял задания особой важности.

– Еще в начале 90-х годов Верховный Совет СССР, а позднее и руководство России уже неоднократно признавали, что столь широкомасштабный ввод войск в Афганистан был политической ошибкой. Но нельзя о тех событиях судить с позиций сегодняшнего дня и забывать о том, что это были времена «холодной войны», жесткого противостояния СССР и США во всех регионах мира. К сожалению, Афганистан в очередной раз за всю свою историю оказался на острие соперничества между могущественными державами. И в этом его беда. Как ни парадоксально звучит, но ввод войск был фатально неизбежен. В прошлом году ушёл из жизни генерал армии, Герой Советского Союза Валентин Иванович Варенников, с которым мы неоднократно беседовали на эту тему. Его мнение было таковым: о предстоящем вводе войск наши контрпартнёры знали заранее. Они имели развёрнутую информацию о том, что идёт отмобилизование воинских частей, комплектация их солдатами и офицерами, призванными из запаса, концентрация на границе большого количества вооружения и техники. Повторюсь – США и некоторые страны Запада знали о том, что готовится ввод войск. И не просто знали, а, затаив дыхание, терпеливо ждали этого. Ждали, боясь сделать лишнее движение, чтобы не остановить СССР. Они всеми силами стремились, втянуть Советский Союз в Афганистан, чтобы дискредитировать его в глазах мировой общественности и обвинить в развязывании войны. В этом смысле я целиком согласен с Валентином Ивановичем. Что же касается планов о захвате и покорении Афганистана, то их в принципе не существовало. Более того, абсолютное большинство наших солдат и офицеров были уверены, что выполняют интернациональный долг. Многие советские военнослужащие писали рапорты с просьбой отправить их в Афганистан. Поэтому я бы не стал утверждать, что это была вооруженная агрессия.

Другой фактор, повлиявший на решение советского руководства – исламская революция незадолго до этого произошедшая в Иране. Были вполне реальные опасения, что она может перекинуться на Афганистан. В связи с этим возникала угроза проникновения исламизма и в советские республики Средней Азии с последующей дестабилизацией обстановки. Так что по этим и другим причинам ввод войск в какой-то степени был вынужденной мерой.

К слову, генерал Варенников еще дважды, в 2003 и 2008 годах, ездил в Афганистан, выступал на международной конференции, побывал в Панджшере, поклонился могиле национального героя Афганистана Ахмад Шаха Масуда, встретился с руководителями страны. Все принимали его с почестями и глубоким уважением. Афганцы помнят добро и вновь хотели бы видеть Россию, естественно, без оружия. Это особенно примечательно на фоне сегодняшних событий в их стране.

– Ваше мнение относительно перспектив дальнейшего развития ситуации в Афганистане и её влияния на безопасность стран Центральной Азии. Насколько сегодня реальна угроза переноса боевых действий на территории сопредельных государств региона, в частности, Таджикистана? Я имею в виду активизацию боевиков в северных провинциях Афганистана.

– Афганистан, на первый взгляд, бедная, Богом забытая страна, но там всегда происходит нечто такое, от чего у всего мира появляется изжога. В настоящее время от него исходит сразу несколько угроз: производство наркотиков, политическая нестабильность, терроризм. Сегодня территория Афганистана не в полной мере принадлежит самим афганцам. В какой то мере они не являются хозяевами в своём доме. Там очень много наёмников из арабских, африканских и других стран. И действуют ни кем не контролируемые вооружённые формирования. Они могут, что называется, подставить Афганистан обстрелами и нападениями на пограничные территории Таджикистана, Туркменистана или Узбекистана. А такие случаи уже имели место. Например, в середине ноября нынешнего года неопознанные отряды не раз обстреливали приграничные районы Таджикистана, возникала угроза их перехода через границу. И если войска Германии, Дании и Норвегии, базирующиеся в северных провинциях Тахор, Баглан, Кундуз и Фарьяб начнут прижимать их к границе, то нельзя исключить возможность перехода боевиков через Пяндж на территорию Таджикистана. Таким образом, есть все основания утверждать, что сегодня существует реальная угроза переноса боевых действий на Центрально-Азиатские республики СНГ. Речь не идёт о проникновении отрядов, насчитывающих сотни боевиков. Достаточно нескольким десяткам хорошо подготовленных террористов просочиться на сопредельные территории, чтобы серьёзно дестабилизировать там обстановку. При этом не будем забывать, что среди них есть немало граждан Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и даже России. Достаточно вспомнить нашумевший побег из тюрьмы в Душанбе двадцати пяти заключённых. Впоследствии семеро беглецов были обнаружены в провинции Тахор, в том числе двое из них россияне – выходцы из Дагестана.

Это один аспект. А теперь давайте зададимся вопросом для чего США и странам НАТО нужен Афганистан? И здесь закрадывается мысль о том, что они особо и не стремятся выполнять свои задачи по поддержанию мира, ради чего пришли. Сразу напрашивается ответ: территория Афганистана им нужна для нависания над Ираном, Ираком, Пакистаном, странами Ближнего Востока, Индией, Китаем. Военное присутствие в Афганистане они рассматривают и как способ давления на государства Центральной Азии с целью максимально сократить влияние России в этом регионе. Складывается парадоксальная ситуация – войска НАТО нужны, чтобы противостоять талибам, а с другой стороны они превратились в чужеродный элемент, к которому местное население стало относиться враждебно. И ещё вот, о чём следует сказать. В отличие от шурави, которые старались налаживать дружеские отношения с афганцами, подразделения НАТО стоят закрытыми гарнизонами. Они наглухо отгородились от внешнего мира, всячески избегают общения с местным населением. В будущем будет очень сложно организовать операцию по выводу из страны такого громадного количества войск. На сегодняшний день численность многонациональных сил из 44 стран достигает ста пятидесяти тысяч солдат и офицеров. Добавьте к этому пятьдесят тысяч сотрудников различных охранных агентств. Уже сейчас представители командования НАТО обращаются к афганцам, к нашим военным специалистам, служившим в составе ОКСВА, с просьбой подсказать, как им быстро и без потерь уйти из Афганистана. Иначе несдобровать. Объявление о дате вывода в 2014 году стало мощным моральным стимулом для движения Талибан. Его руководство заявляет: были англичане – мы их выгнали, были шурави – мы их тоже выдавили, сейчас пришёл самый мощный блок в мире, сильнее некуда. И тоже уйдёт, не добившись результата. Тогда кто самый сильный в мире? Мы – талибы!

– Какова позиция и роль Российской Федерации в урегулировании афганского конфликта?

– Отвечу словами бывшего посла России в Афганистане Замира Кабулова, сказанными им перед отъездом в Москву. «Американцы здесь в Афганистане повторили не только все наши советские ошибки, но уже наделали значительно больше своих». Позволю себе продолжить мысль Замира Набиевича – американцам наплевать на благосостояние афганцев. В июле этого года в Конгрессе США было объявлено о том, что на содержание войск в Афганистане израсходовано свыше трёхсот миллиардов долларов.  Только десятой части этих денег хватило бы на восстановление ирригационных систем, строительство жилья, промышленных объектов, и таким образом трудоустроить тысячи афганцев. В этом случае социальная база движения Талибан была бы гораздо меньше.

Голод, нищета, отчаяние – вот главные аргументы талибов. Для сравнения: за время пребывания ОКСВА в Афганистане Советским Союзом было построено сто сорок три предприятия. И когда мы уходили все они работали. Мало того, мы оставляли афганцам созданную инфраструктуру: благоустроенные казармы в военных городках, общежития, действующие объекты энерго- и водоснабжения. Речной порт Хайратон был забит народнохозяйственными грузами: продовольствием, тракторами, удобрениями, строительными материалами. Много чего оставили. Мне часто доводится бывать в Афганистане, встречаться с разными людьми они говорят: возвращайтесь! Теперь мы поняли, кто наш настоящий друг! Я не говорю, что всё население тепло относится к России, но друзей у нас там очень много.

– Что Вы думаете, по поводу политики Ирана и Пакистана относительно Афганистана?

– Обе эти страны конкурируют в Афганистане за зоны влияния. Долгое время Пакистан отрицал свою причастность к талибам. Но факты свидетельствуют о том, что на его территории находятся лагеря боевиков. Там они проходят военную подготовку, получают оружие, отдыхают. С боевиками работает пакистанская межведомственная разведка. Другое дело, что сил и влияния у президента этой страны явно не хватает, чтобы закрыть эти лагеря, особенно в зоне племён. Для Ирана и Пакистана Афганистан – территория столкновения интересов, которую им пока удаётся разделять. Тегеран имеет большое влияние в западных провинциях Герат, Фарах, Бамиан потому, что там преобладает шиитское население. В данном случае срабатывает религиозный фактор.

Интересов много. Например, Афганистан до сих пор официально не признал линии Дюранда. И президента Наджибуллу пакистанцы пытались заставить задним числом подписать соглашение о её признании. Причём добивались, применяя жестокое физическое насилие. Наджибулла вёл себя очень достойно, он принял мученическую смерть, отказавшись подписать документ. Для Пакистана это обстоятельство очень важно так, как до сих пор для пуштунских племен нет убедительной основы, определяющей границу между двумя государствами. Идея создания Великого Пуштунистана не снята с повестки дня и по-прежнему пугает Пакистан, ведь пуштуны не признают существующей границы и стремятся к воссоединению. К тому же, в Афганистане очень сильно влияние пакистанской межведомственной разведки. Например, начальником управления безопасности Афганистана был Амрулла Салех, прекрасно знавший ситуацию в Пакистане. По утверждению осведомленных афганцев, Салеха убрали с этого поста по настоянию пакистанцев. Многие афганцы рассказывали мне и о том, как талибов перебрасывали на север Афганистана на вертолётах без опознавательных знаков. Не таджикские же они.

Благодаря войне в Афганистане Пакистан получает миллиарды долларов и различную материальную помощь, он заинтересован, чтобы конфликт продолжался, как можно дольше. В этом есть прямой корыстный интерес. Как только в регионе установится мир, Пакистан станет никому не нужен. Он останется один на один с множеством внутренних проблем, которые без международной поддержки преодолеть будет очень сложно.
 

– Ваше мнение по поводу присутствия в Афганистане воинских контингентов республик бывшего СССР и предстоящей отправки туда Казахстаном своих военнослужащих.

– Каждая суверенная страна вправе сама решать посылать или не посылать своих солдат в зону конфликта. Нюанс здесь в следующем: независимо от того, откуда солдаты – из Украины, Молдавии или Казахстана афганцы их по-прежнему воспринимают как шурави, то есть советских. Поедут туда казахи, но рикошетом это ударит по России – дескать, опять шурави с оружием вернулись. И определённая часть афганского населения может быть настроена враждебно. Надо быть готовым к тому, что казахские солдаты станут мишенями. Впрочем, я считаю, что казахские военнослужащие не станут ввязываться в боевые действия. Более спокойно воспринимают афганцы отряды по развитию и реконструкции. Они оснащены инженерно-сапёрной техникой и занимаются строительством и ремонтом невоенных объектов. Численность каждого отряда достигает примерно батальона, включая вооружённую охрану.


– Как Вы считаете, справляются ли в Афганистане со своими обязанностями международные и гуманитарные организации?

-Вы затронули очень важную тему. Совсем недавно численность различных международных организаций в Афганистане, включая неправительственные, достигала трёх тысяч. Президент Карзай распорядился сократить их количество. Они выполняют самые различные функции. С одной стороны положительные, а с другой крайне не эффективно используют предоставляемые международные средства. Деньги расходуют на неоправданно высокие оклады, наймы вилл, командировки. Имеют место просто скандальные факты, когда на содержание одного человека выделяется от пятидесяти до двухсот тысяч фунтов стерлингов в месяц! Афганцам достаётся не больше 10-15 пятнадцати процентов средств, выделяемых международным сообществом. Львиную долю потребляют представительства этого самого сообщества. И очень часто деньги даже не доходят до Афганистана. А их предоставлено уже свыше сорока миллиардов долларов. Схема примерно выглядит так: скажем, на строительство или восстановление того или иного объекта, стоимостью восемьсот тысяч или миллион долларов, объявляется тендер. Его выигрывает американская фирма, в соконтрактёры она берёт французскую компанию, та в свою очередь, турецкую и только где-то в конце цепочки появляется афганская фирма, которая непосредственно ведёт работы. И за выполненную работу её персонал получает гроши. И то не всегда. Знакомый афганец – глава строительной фирмы рассказывал мне, чтобы выплатить зарплату своим работникам ему даже украсть нечего.

Это реальные факты. Большая часть денег действительно не попадает в Афганистан. Но при этом во многих городах ведётся очень большое строительство. Строит не государство, а частные лица. Откуда они берут на это деньги? Получают от войны, производства наркотиков, взяток, торговли…
 
Ещё одной статьёй расходов для части афганцев стала выплаты мзды за проезд. Они создали много охранных агентств и заключают договоры с американскими фирмами-поставщиками на сопровождение колонн с грузами для войск США. И, чтобы беспрепятственно проехать по той или иной территории, они договариваются с влиятельными людьми, которые там есть, и платят деньги, тем, кто её контролирует – губернаторам, бывшим моджахедам, кому-то ещё, но среди них есть и талибы. И американские деньги уходят талибам на войну против американцев. Другой пример: афганцы месяц, два, три добросовестно сопровождают колонны с грузами или горючим, а денег за это по договорам не получают. Охранникам же и персоналу нужно заплатить за работу, скажем четыреста тысяч долларов. Цифры разные, бывает, они доходят до миллиона. И тут начинается нечто примечательное и даже забавное – нападение на колонну. И сумма ущерба, понесённого в результате нападения близка к этим самым 400 тысячам долларов. На самом деле часто горят полупустые наливники. Просто афганцы компенсируют свой ущерб тем, что где-нибудь сливают горючее в размере вышеозначенной суммы и организовывают нападение. Американцы тоже, кстати, вляпались в коррупционные дела по самые уши. Они вступают в сговор с афганцами и денежку берут охотно. Без зазрения совести крадут миллионы долларов. Уже состоялось несколько судов, фигурантами в которых были проворовавшиеся сержанты, капитаны, майоры и полковники армии США. Воруют янки по-крупному.

– Последний вопрос. Как в условиях Афганистана работает западная пропаганда? Я имею в виду информационное сопровождение специальных операций, проводимых войсками НАТО.

– Очень жёстко. В зону боевых действий попасть практически невозможно. Действует полный запрет на присутствие любых СМИ. Информационное сопровождение гораздо жёстче, чем в советские времена. Схема построена таким образом: в хорошем теплом месте к представителям прессы выходит офицер. Как правило, это румяный и жизнерадостный молодой человек или миловидная дама в форме. Ему или ей задают любые вопросы. Они охотно и многословно на них отвечают. А потом выясняется, что во всём сказанном нет сколько-нибудь полезной информации. Писать не о чем. Зона боевых действий закрывается наглухо. Но всё равно информация о том, что там происходит, разными путями просачивается. И становится известно, что разбомбили не тот кишлак, в результате чего погибли мирные жители, в том числе женщины и дети. Так, например, стало известно о том, что немецкие солдаты, развлекаясь, играли в футбол головами убитых афганцев, а американцы стреляли в местных жителей из чисто спортивного интереса, натовские солдаты коллекционируют отрезанные пальцы, уши.

Беседу вёл Игорь Бирюков.

Специально для Uzmetronom.com

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное