Изъятие Родины: двадцать лет без СССР

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще президенты России, Украины и председатель Верховного совета Беларуси подписали так называемое Беловежское соглашение, констатирующее ликвидацию Союза Советских Социалистических республик. Выпили водки и разъехались. Мнение советского народа по данному вопросу недавних коммунистов и верных ленинцев совершенно не интересовало, но тот же Борис Ельцин сразу доложил о событии президенту Джорджу Бушу старшему. Народы пятнадцати союзных республик, введенные в заблуждение демагогами той поры, уставшие от дефицита, беспорядков, безвластия, отнеслись к циничному изъятию у них родины достаточно равнодушно.

По прошествии двадцати простые люди оценивают ситуацию принципиально иначе. Все чаще слышатся разговоры, что при СССР жили лучше в смысле материального достатка.

Колхозники жили с мыслью, что это их земля, а не непонятно откуда взявшегося фермера, к которому надо наняться в батраки, чтобы не умереть с голоду. Хорошие токари и фрезеровщики зарабатывали больше посредственных инженеров, получали почти бесплатные профсоюзные путевки на курорты Крыма, Кавказа, а то и в страны народной демократии, как тогда именовали государства европейского социалистического лагеря. Ученые, артисты и писатели из национальных республик СССР могли распространить свои таланты, идеи и мысли на одной шестой части суши и даже далее. Узбекские академики Халил Рахматуллин и Васил Кабулов, знаменитый аварский поэт Расул Гамзатов, его коллега из Узбекистана Абдулла Арипов, гениальный армянский композитор Арам Хачатурян, талантливый певец и композитор из Азербайджана Полад Бюль-Бюль Оглы, его коллега из Латвии Раймонд Паулс. Их имена знали все 250 миллионов граждан Советского Союза за исключением грудных детей.

Узбекские мелиораторы успешно осваивали российское Нечерноземье, а нередко и оседали там. Обзови их тогда кто-нибудь унизительным словом «гастарбайтер», тут же совершенно справедливо получил бы в торец. Они были такими же гражданами СССР, как и коренные жители Новгородской или Ивановской областей, чем и гордились…

Что мы имеем сегодня? Каждая бывшая республика СССР в отдельности? Ограниченную территорию, ограниченные возможности для людей, трудности в передвижении, сложности в общении. И практически везде на постсоветских просторах низкий или крайне низкий уровень жизни. Олигархи и чиновники, приватизировавшие народы и страны, не в счет. Они живут в другом имущественном и пространственном измерении. Мы и они – словно на разных этажах здания, в котором проектировщики изначально и умышленно исключили строительство лестничных пролетов, а тем более, лифтов.

Suum cuique placet – каждый несет свою кару, как говорили древние. Или – Jedem das Seine – каждому своё, как было выгравировано на оружии немецких фельдъегерей значительно более позднего периода.

P.S.

Хочу, чтобы меня поняли правильно. Я отнюдь не призываю к возврату в СССР. В одну воду дважды войти невозможно. Я лишь хотел вспомнить о том времени и провести некоторые параллели по случаю круглой даты. Как частное лицо, как человек, большая часть жизни которого прошла в стране, которой уже не существует…

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное