Идём в кино

22 апреля в Республиканском Доме кинематографистов состоялось совещание, которое выступивший генеральный директор агентства «Узбеккино» Джахангир Касымов предложил назвать «круглым столом». Это не случайно, потому что такое название определяло равноправный характер состоявшейся беседы. Тому есть объяснение.

Во-первых, данная встреча напрямую ответила на критические суждения о проведённой 5 апреля «творческой конференции», основным пафосом которых было неприятие искусственного разделения деятелей кино на «стариков» (неприглашённых на тот форум) и более молодых, наверное, более удобных  режиссёров. В статье «Из всех искусств для нас важнейшим» (9 апреля) выражалось беспокойство, что таким образом некоторая часть кинообщественности подчёркнуто изолируется из кинопроцесса. Но на а этот раз пригласили всех режиссёров, операторов, актёров старшего и среднего поколений, которые имеют немалый опыт. В частности, в зале находились и все, кто был упомянут в той статье, кстати, вызвавшей безусловный резонанс среди творческой интеллигенции. Так или иначе, но правильные выводы сделали все.

Во-вторых, надо отдать должное Д. Касымову за точно выбранную тональность своего выступления – он не изрекал «истины», не читал нотации и нравоучения, не прерывал начальственным голосом затянувшиеся выступления, не демонстрировал своё руководящее положение, хотя, при необходимости, в мягкой форме передавал суть напутствий и ожиданий главы государства. Более того, он постоянно подчёркивал, что только при помощи и содействии всех присутствующих можно изменить ситуацию, просил конкретные рекомендации и советы. Поэтому в аудитории  была свободная атмосфера  дискуссии и внимания друг к другу.

Ораторы, а это были режиссёры Шухрат Аббасов, Дамир Салимов, Зульфикар Мусаков, Музраб Баймухамедов, Тимур-Малик Юнусов, киновед Ханжара Абул-Касымова,  актёры Абдулла Касымов и Ёдгор Сагдиев и другие с болью говорили о недопустимо низком уровне  многих кинолент, о нездоровой прокатной политике, об отсутствии школы воспитания кадров, об отсутствии критических и аналитических статей в средствах массовой информации, о разлагающей деятельности телевидения, занятого  восхвалением низкопробной продукции многих частных студий.

Выражая благодарность руководству республики за усиление внимания к кинематографу,  в то же время, они предлагали поднять значение и уровень художественных советов при киностудиях и в самом агентстве, редакторских служб, экспертных комиссий. Все в один голос требовали реанимации творческого объединения деятелей кино (бывшего Союза кинематографистов), его планомерной и продуманной работы, о назревшей необходимости проведения творческого съезда. В той или иной степени затрагивался весь комплекс улучшения творческой, организационной и технической  работы всей сферы кинематографа.

К сожалению, звучали и демагогические высказывания относительно прошлого узбекского кинематографа, якобы не имевшего своих достижений. Были забыты  лучшие картины Наби Ганиева, Камиля Ярматова, Юлдаша Агзамова, даже сидящих в зале Шухрата Аббасова, Равиля Батырова, Тамары Камаловой, Мелиса Абзалова, и других, при жизни ставших «классиками» нашего национального кино.  

Кому-то хотелось выговориться о наболевшем, кому-то – порисоваться, кто-то пытался свести счёты. Для творческих коллективов это достаточно привычное дело. Но в целом  обстановка  в зале была позитивной и конструктивной, все уходили в приподнятом настроении, с уверенностью, что дела в отечественном кинематографе пойдут на поправку. Дай-то Бог!

Ало Ходжаев, кандидат философских наук.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное