Схемы, которые уже не работают

Краткосрочная акция по реализации контрактов на право приобретения легковых автомобилей местной сборки за национальную валюту (именно контрактов, а не самих автомобилей), проведенная в Узбекистане на минувшей неделе с целью изъятия у населения наличности в канун светлого праздника независимости и искусственно понизить курс доллара к суму, впервые за последние годы не дала ожидаемых результатов. Курс доллара на «черном рынке» покупки-продажи иностранной валюты лишь на сутки слегка качнулся вниз, но тут же возвратился на прежний уровень. На данный момент, как и до проведения акции, за один доллар США здесь дают 3050-3100 сумов.

По мнению экспертов, ситуация объясняется несколькими факторами. К примеру, впервые за 18 лет существования автозавода в Андижанской области Узбекистана стоимость подержанного легкового автомобиля производства GM-Uzbekistan ниже нового. Парадоксально, но до настоящего момента за автомобиль с пробегом 50 и более тысяч километров продавцы просили больше, нежели стоил  тот, что только сошел с конвейера. Причиной тому – коррупционные схемы, действующие при продаже автомобилей на внутреннем рынке, очереди за машинами популярных моделей, неизбежные взятки при попытке купить машину быстро. В частности, процветала продажа места в очереди, на чем специализировались теневые структуры, чьи посланцы, преимущественно доминировали в толпе, осаждающей автосалоны в период продажи контрактов на право приобретения автомобиля. Сказать, что сейчас они исчезли вовсе, значит, погрешить против истины, однако количество посредников, специализирующихся на перепродаже контрактов и самих автомобилей, доступность которых в Узбекистане ограничена административными мерами, явно уменьшилось.

Есть и другие факторы, объясняющие, почему население страны не особо поспешило менять американские доллары на узбекские сумы, чтобы тут же внести их в качестве предоплаты за желанный автомобиль. Во-первых, в Узбекистане наблюдается определенное насыщение автомобильного рынка. По большому счету, те, кто хотел купить машину, давно ее купил. Те, у кого на автомобиль нет денег, но кто готов был занять их, чтобы приобрести контракт, а затем перепродать либо его, либо сам полученный автомобиль с очевидной выгодой для себя, задумались, а не просчитаются ли. И, наконец, третий момент: количество граждан, у которых есть деньги на машину, но нет самой машины, подошло к критическому минимуму.

Таким образом, считают эксперты, ажиотажный спрос на продукцию GM-Uzbekistan и сопутствующие ему дивиденды коррупционного происхождения явно идут на убыль. Вполне вероятно, что не далек тот день, когда канут в Лету и коррупционные схемы реализации автомобилей местного производства на внутреннем рынке. Пока же потенциальный покупатель вынужден заранее оплатить 85 процентов стоимости избранной им машины без гарантии того, что за время, прошедшее от покупки контракта до получения товара, стоимость этого товара вновь возрастет и покупателю, своими деньгами авансировавшему работу GM-Uzbekistan, придется вновь лезть в карман. На то, что стоимость автомобилей для резидентов Узбекистана действительно может вновь увеличиться указывает и устойчивая тенденция по снижению экспорта, в первую очередь, предназначенного для российского потребителя.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное