Понуждение к нарушению

Здравствуйте, уважаемая редакция. Написать это письмо побудили меня некоторые особенности работы таможенных органов Узбекистана, с которыми сталкиваюсь я, в частности, и все остальные участники внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Вот уже несколько лет в работе таможенных органов сложилась тенденция, которая позволяет сотрудникам данного ведомства предпринимателей-импортеров возводить в ранг правонарушителей или еще хуже – преступников.

Как это все происходит? Допустим, предприниматель, импортирующий продукцию на территорию Узбекистана, заказал в Китае какое- либо оборудование, заключил импортный контракт, перевел средства. Груз в закрытом контейнере прибывает в Узбекистан с сопроводительными документами, где указывается наименование, количество и цена оборудования. И вот тут начинается самое главное, о чем я хотел бы рассказать. Таможенные органы, вопреки статье 100 Таможенного кодекса РУз, где сказано: «Декларант вправе под таможенным контролем до подачи таможенной декларации осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа изымать пробы и образцы», принуждают импортеров подавать декларацию, не открыв контейнер, не осмотрев, не измерив товары, а только на основании сопроводительных документов. Принуждение заключается в том, что импортеру отказывают вывезти груз на таможенный склад для осмотра товаров без подачи грузовой таможенной декларации. Подача декларации согласно абзацу 2 статьи 93 Таможенного кодекса РУз, означает, что поданная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Иными словами, подав декларацию, импортер свидетельствует, что в данном контейнере прибыло именно это оборудование, с тем весом и в том количестве, как указанно в сопроводительных документах. А теперь представьте, когда без предварительного осмотра, но с подачей декларации, при вскрытии контейнера обнаруживается, что к оборудованию, прибывшему из Китая, друзья-китайцы еще загрузили запасные части и/или первостепенные расходные материалы к оборудованию, не указав их в сопроводительном документе.

В таком случае на практике выхода два: договориться с досматривающим инспектором, чтобы он закрыл глаза на неуказанные в документах и декларации запасные части и/или расходные материалы. Вариант второй: инспектор оформляет протокол нарушения таможенного законодательства, что приводит к возбуждению административного (либо уголовного) дела. Как факт, импортера наказывают административным штрафом в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат за недостоверное декларирование (статья 227-22 Кодекса РУЗ об административной ответственности), а запасные части и расходные материалы конфискуют в пользу государства. Забавно, не правда ли? Импортер, не зная по факту, что прибыло в контейнере, с подачи таможенных органов становится правонарушителем или еще хуже преступником.

Если бы таможенные органы работали в четком соответствии с законом, то импортер под таможенным контролем вскрыл бы контейнер, измерил все товары, на лишние получил бы документы от иностранного партнера и только после этого с чистой совестью подал в таможенные органы декларацию на все товары, находящиеся в контейнере. Мне, как законопослушному гражданину Узбекистана, непонятно, зачем из предпринимателей  делать потенциальных преступников?

Предприниматель Узбекистана

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное