Профессор Захидов и «Академик Иоффе»

Правозащитнику, профессору Марату Захидову исполнилось 75 лет. Любопытно, что о другой стороне деятельности Марата Тишаевича, которая связана с наукой, почти ничего не известно. В июне совершенно случайно мы узнали об участии Захидова в международном симпозиуме на борту научно-исследовательского судна «Академик Иоффе». Семидневный маршрут судна проходил по территориальным водам Польши, Германии, Швеции и Дании.  Одновременно группа учёных Института океанологии РАН проводила научно-исследовательские работы.  Мы попросили юбиляра рассказать о симпозиуме, прошедшем на борту  научно-исследовательского судна.

– Зарубежные учёные были из продвинутых в науке государств. Германия, США, Турция, Вьетнам, Индия, Франция.  Это естественно, так как тема симпозиума актуальна, охватывает различные направления науки: «Многофазные среды: природа, человек, общество, технологии».  Основы теории многофазных сред в механике сплошных сред заложены величайшим учёным ХХ века Х.А. Рахматулиным. Его блистательный ученик Роберт Искандерович Нигматулин развил теорию и придал универсальный характер термину «многофазность».  Это уже третий симпозиум, проводимый им – выдающимся советским и российским ученым, директором Института океанологии, академиком РАН. Соответственно, к работе симпозиумов проявили интерес учёные из самых продвинутых в научном смысле государств мира.  Круг обсуждаемых проблем актуален и разнообразен. Выходец из Андижана, кардиохирург с мировым именем, академик РАН Р.С. Акчурин рассказал о современных технологиях в сердечнососудистой хирургии. Сам Р.И. Нигматулин сделал блестящий доклад «Балансы в экономике». Его работы в этой области  признаны ведущими учёными – экономистами. Например, академик привёл данные, согласно которым 1 процент богатых увеличил доходы на 20 процентов, а 99 процентов  остальных – на 1 процент. Сразу вспомнился тезис И.Каримова насчёт слишком бедных и слишком богатых.  После высказывания узбекского президента ряд политиков и экспертов заявили, что резкое разделение на бедных и богатых – одна из реальных угроз глобальной безопасности. 

Институт Океанологии тесно сотрудничает с узбекскими учёными по исследованию состояния Аральского Моря. Доклад  П.А. Стунжаса «Солёность  Аральского моря: трудности измерения и богатство проявлений» вызвал самую оживлённую дискуссию, в которой участвовали выдающиеся учёные мира – академики М.Я. Маров, Б. Фредерик. Сам Маров – учёный широкого профиля, сосредоточился на решении проблем природных и техногенных катастроф. Он сделал фундаментальный доклад «Челябинский метеорит: природа и космические угрозы человечеству». А выдающийся американский учёный Майкл Подовски представил доклад «Безопасность атомных энергетических реакторов: восприятие и реальность, влияние прогресса в многофазных науках». Другой американский учёный Эдип Нивер, который недавно посетил Узбекистан (по приглашению Хорезмской Академии Маъмуна, возрождение которой инициировал глава узбекского государства), рассказал о фундаментальных направлениях, по которым работают узбекские учёные. В частности, профессор-физик Анвар Захидов, мой однофамилец и соотечественник, работающий в ведущем научном центре США.  Хорезмский регион остаётся кузницей выдающихся учёных в самых разных направлениях науки. Поэтому «узбекский след» и на предыдущем и на нынешнем симпозиуме был заметен и ощутим.

Что касается моего доклада, то в популярном изложении суть его такова. Весь математический мир считал, что нелинейные уравнения математической физики можно решать только  приближенными, численными методами. Моя заявка, что мне удалось свести нелинейное уравнение к линейному и, следовательно, решать целый класс задач аналитически, вызывала не просто недоверие, а нечто более неприятное для меня восприятие. Но сегодня я уже знаю учёных проверивших и подтвердивших математическую «чистоту» результата. В прошлом году я участвовал на научных конференциях в Петропавловске Камчатском и во Владивостоке. В сентябре я буду докладывать результаты в МГУ на семинаре академика РАН Аскара Акаева, а также  в Минске, Санкт – Петербурге и других научных центрах. Французские математики – прикладники «от и до» проверили мои выкладки. Подтвердили. «Возился» я с этой проблемой около 30 лет и всегда буду помнить академика В.П. Мясникова, рано ушедшего из жизни, который поддерживал меня. Кроме того, я намерен сделать сообщение на семинаре академика  М.С. Салахитдинова в Институте математики АН Узбекистана. Его оценка для меня будет значительна.

На снимках: Марат Захидов; фото на память с Ренатом Акчуриным; участники симпозиума в неформате.

————————————————-

От редакции.

С Маратом Захидовым я знаком много лет. За эти годы я ни разу не пожалел о том, что тогда судьба свела меня с этим человеком, энергии и жажде жизни которого могут позавидовать люди вдвое моложе его. За неполные двадцать лет знакомства он ни разу не позволил усомниться в его личной порядочности, хотя был период, когда наши взаимоотношения, благодаря слухам, распускаемым недоброжелателями, трудно было назвать безоблачными. Как настоящий ученый, он всегда может признать свою неправоту, если понимает, что был не прав. Как настоящий ученый, он готов отстаивать свою точку зрения, если считает, что она верна. Как настоящий ученый, он не разменивает жизнь по пустякам и не мелочится. Он – человек, на которого всегда можно положиться, который не способен на подлость. Как настоящий друг, он всегда придёт на помощь, если его другу трудно.

75 лет – возраст почтенный, но М. Захидов, словно, не замечает его или не желает замечать. Как-то, позвонив мне в выходной день, он спросил, чем я занимаюсь. Я честно ответил, что играю в нарды.

– Ты еще в домино начни играть и окончательно деградируешь, – сказал он.

В этом – весь Марат Тишаевич Захидов. Человек, к которому я очень хорошо отношусь.

Сергей Ежков

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное