Нельзя перепрыгнуть, но можно обойти

2 марта Кабинет Министров утвердил «Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах», которые могут стать основанием для привлечения чиновников к дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством. Согласно преамбуле постановления правительства, правила поведения направлены на «предупреждение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, воспитание государственных служащих в духе высокого правового сознания, неукоснительного соблюдения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, прав и свобод граждан», а их соблюдение будет считаться одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения госслужащего.

Основными принципами профессиональной деятельности государственных служащих провозглашены законность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан, патриотизм и верность служебному долгу, преданность интересам государства и общества, справедливость, честность и беспристрастность, а также недопущение конфликта интересов. В случае возникновения конфликта интересов госслужащие должны незамедлительно информировать об этом своего руководителя.

Правила запрещают госслужащим при исполнении профессиональных обязанностей получать какие-либо материальные ценности или другую выгоду от физических и юридических лиц, если иной порядок не предусмотрен законодательством. Кроме того, государственные служащие обязаны уведомлять своего руководителя либо правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним юридических или физических лиц в целях склонения к совершению правонарушений, а также о любых известных им фактах правонарушений, совершенных другими госслужащими. Руководители госорганов, в свою очередь, должны обеспечить недопустимость увольнения или преследования лиц в иной форме в связи с их обращениями о фактах нарушения законодательства либо за выраженное мнение и содержащуюся в обращениях критику, а равно за выступление с критикой в иной форме.

Правилами предусмотрено также, что госслужащие обязаны обеспечивать сохранность и конфиденциальность информации, ставшей им известной в ходе профессиональной деятельности, за незаконное разглашение которой они несут ответственность.

Оптимисты утверждают, что введение в действие правил этического поведения работников системы государственного управления – это очередной шаг Узбекистана в антикоррупционном направлении. Пессимисты же уверены, что данный документ – лишь дань общемировой тенденции, своего рода декларация о намерениях в борьбе с коррупцией, а сами правила, даже получив статус нормативного документа, не способны кардинально изменить ситуацию в стране, поскольку деятельность чиновников базируется на круговой поруке и корпоративных, а не каких-то иных ценностях.

В реалиях Узбекистана трудно представить, что один чиновник добровольно, без принуждения донесет на другого чиновника, использующего должность для повышения уровня личного материального благосостояния. Невозможно представить и то, что один сотрудник силового ведомства сообщит о нарушениях закона своим коллегой. Такие ситуации исключены по определению именно по причине корпоративной солидарности. Выносить сор из избы никто не рискнёт даже при наличии формальных гарантий неприкосновенности. От неугодного государственного служащего всегда можно избавиться, причём вполне законным путём. И примеров тому великое множество.

Что касается конфликта интересов, то выявить или доказать его наличие представляется весьма проблематичным. Совсем не обязательно, чтобы родственники чиновника делали деньги или получали должности или коммерческие заказы по ведомству, в котором работает или которое курирует чиновник. С учетом разветвленной сети родственных связей это могут быть совершенно иные, но непременно прибыльные кормовые места или ветви бизнеса. Именно этот факт объясняет сложившуюся в стране ситуацию, при которой родня высокопоставленных должностных лиц – самые богатые граждане. Доводы, согласно которым, они одновременно могут быть самыми умными и предприимчивыми, никто всерьез не воспринимает.

 

Стоит сказать и о следующем: Узбекистан относится к той категории государств, где государственные служащие и их прямые родственники по восходящей и нисходящей линиям не обязаны декларировать доходы и расходы. Первая и последняя попытка в этом направлении была сделана парламентом в начале девяностых годов прошлого столетия. С той поры депутаты высшего законодательного органа страны ни разу не возвращались к этой теме. В том числе и потому, что сами автоматически были бы вынуждены декларировать своё личное состояние и состояние своих многочисленных родственников.

Типовые правила этического поведения государственных служащих, впрочем, как и любой закон – это столб, который невозможно перепрыгнуть, но всегда можно обойти.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное