На Тау Ките живут в красоте

9 октября завершился официальный визит Шавката Мирзиёева во Францию. Что бросилось в глаза в первую очередь? Совершенно очевидно, что информация Эммануэля Макрона об Узбекистане ограничивалась тремя абзацами общих сведений, предоставленных за час до встречи с узбекским коллегой и забытых через час после неё. Не будем обольщаться: для президента Франции Узбекистан – типичное авторитарное среднеазиатское государство, граничащее с Афганистаном, в меру сил патронируемое Россией и постоянно находящееся под бдительным оком США.

С позиции вложения капитала и гарантий его увеличения – малоперспективное, поскольку в стране по-прежнему доминируют административные рычаги управления экономикой, а коммерческий успех в значительной степени обусловлен близостью инвестора к персоналиям в высшем эшелоне власти. Возможности масштабного продвижения товаров французского производства в страну со среднедушевыми доходами населения, не превышающими эквивалента в 200 долларов, минимальны. Полномасштабное сотрудничество в политической и военно-технической сферах – малоэффективно в виду слишком очевидных различий в потенциалах.

Умаляет ли всё перечисленное значение визита президента Узбекистана во Францию? Нет, конечно же, поскольку в его задачу входило напоминание Европе, что два года назад в Узбекистане практически произошла смена власти, в числе прочего повлекшая за собой принципиальный пересмотр подходов к взаимоотношениям с другими государствами. От самоизоляции и подозрительности – к открытости и взаимному доверию, стремлению к верховенству закона и приверженности общечеловеческим ценностям. Пример: выход на диалог с узбекской правозащитной организацией, дислоцирующейся во Франции. Результат последовал незамедлительно: от нежданно свалившегося на нее внимания официального Ташкента основатель правозащитной структуры отменила запланированный в Париже к визиту пикет. В тот же ряд можно поставить введение для граждан Франции безвизового режима посещения Узбекистана на срок до 30 дней…

Эксперты склонны расценивать официальный визит Шавката Мирзиёева во Францию как политический сигнал всей объединенной Европе – приглашение к возобновлению многопланового диалога на высшем уровне, по известным причинам, сведенного к неизбежному минимуму ведущими европейским странами весной 2005 года. Судя по пакету документов, подписанному в Париже, очерчивающему контуры двустороннего взаимодействия Узбекистана и Франции на ближайшие годы, сигнал услышан. А значит – и цель достигнута.

 

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное