Кто в доле?

В Ташкенте, в рамках недели американского бизнеса в Узбекистане, подписано 13 соглашений, позволяющих США сбыть свою продукцию в эту страну. Некоторые позиции вызывают вопросы.

К примеру, соглашение Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) о закупке у компании Caterpillar десяти карьерных самосвалов. В недавней истории Узбекистана их уже закупали, причем, на весьма специфических условиях: к каждому самосвалу американцы негласно прилагали внедорожник, право распоряжения которым отходило узбекским должностным лицам, лоббировавшим подписание документа о приобретении. Американские самосвалы в Навои не прижились, поскольку не выдерживали температурного режима и были фантастически дороги в обслуживании. Вернулись к апробированным и надежным БелАЗам, а деньги ушли в песок. Не по той ли схеме прикупят Caterpillar и в этот раз? И кто в доле? Поимённо.

Безрадостная ситуация складывалась и с американским тракторами, производство которых волевым решением пытались наладить на Ташкентском тракторном заводе (ТТЗ). Было время, когда по республиканскому TV разрешалось показывать только их и ни в коем случае – компактный, недорогой в производстве и эксплуатации МТЗ. Теперь, словно всего этого не было, мы вновь подписываем схожее соглашение, в котором фигурирует весьма примечательная оговорка. Речь о создании СП предполагается вести лишь после обязательной закупки 500 тракторов и иной сельскохозяйственной техники компании John Deer. По мнению специалистов сферы сельхозмашиностроения, бюджет Узбекистана просто банально разводят на деньги. К тому же, на полях Узбекистана хорошо зарекомендовала себя немецкая сельскохозяйственная техника Claas.

Спорным выглядит намерение Министерства сельского хозяйства Узбекистана заключить контракт с американской CETS «по внедрению современных технологий для производства высококачественных семян картофеля». Почему не с Польшей, которая накопила бесценный опыт в производстве картофеля, но которую в министерстве не видят в упор? Польша кормит картофелем всю Европу, польский картофель в Узбекистан поставляли еще в бытность СССР. Сотрудничество с Польшей значительно менее обременительно в плане финансовых затрат. Или опять кто-то в доле?

Вызывает вопросы перспектива передачи в доверительное управление американской компании United Investment Healthcare Group сети социально ориентированных аптек «Дори-Дармон» на принципах государственно-частного партнерства. Как утверждают специалисты, в «Дори-Дармон» украдено все, что можно было украсть, а долгов у нее выше крыши. Сестра генерала СНБ и дипломата по совместительству, долгие годы председательствовавшая в АК «Дори-Дармон», спасаясь от уголовного преследования на родине, переместилась в США. Не она ли вновь возьмет под крыло сеть социальных аптек Узбекистана? Даже если нет, то как отразится доверительное управление на ценах медикаментов и ассортименте аптек? Авторитетные фармацевтические компании с Узбекистаном дела не имеют принципиально, поскольку принципиально не дают «откаты». Не исключено, что United Investment Healthcare Group банально возьмет на себя функции посредника, приобретая медикаменты малыми партиями и накладывая на них свою маржу. В результате и без того очень дорогие лекарства станут еще дороже, что усилит социальное недовольство. Предположение? Да, но исключить подобную перспективу было бы неправильно.

Теперь о смешном. Американская Crane Currency будет поставлять отечественному объединению «Давлат белгиси» («Гознак») специальную микро оптическую нить и химические материалы для выпуска банкнот. Кто-нибудь может вразумительно объяснить, зачем нить в банкнотах, самая крупная из которых эквивалентна шести американским долларам. Ради красоты, на перспективу или опять кто-то в доле?

 

Фото Gazeta.uz

 

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное