В шеренгу по одному и в колонну по два

Сегодня, по прошествии восемнадцати лет с того дня, как Верховный Совет Узбекистана провозгласил государственный суверенитет, с грустью приходишь к выводу, что нынешняя власть этой страны, как никогда прежде, далека от народа. Бессменный президент, кукольный парламент, марионеточные политические партии, коррумпированные чиновники исполнительных структур, продажные судьи, бессловесная и беззубая пресса. Ирония судьбы: чего пытались избежать в 1991 году, к тому пришли в 2009-м, причем, в кратно больших, нежели ожидалось, масштабах. За что боролись, на то и напоролись, как говаривали во времена моей молодости…

Мог ли Узбекистан пойти по иному пути, точнее, возможен ли был иной результат? С властными структурами, подотчетными обществу. Свободными и агрессивными средствами массовой информации. Чиновниками, опасающимися огласки своих незаконных действий. Принципиальными сотрудниками правоприменительных ведомств. Реальными, а не созданными по высшему распоряжению политическими партиями и движениями. И, главное, свободным народом, уверенным, что перед законом равны все вне зависимости от занимаемой должности и уровня личного благосостояния.

Теоретически, да, практически, нет. Идеологи коммунистического режима любили утверждать, что благодаря советской власти, среднеазиатские народы проскочили капитализм, сразу шагнув из феодализма в социализм. Ошибались идеологи. Никто никуда не шагнул. Народы, образно говоря, просто изменили окрас, приспособившись к новым реалиям. Такой факт: в мае 1991 года 93,7 процента населения Узбекистана на всесоюзном референдуме проголосовали за сохранение СССР. А спустя три месяца, столь же дружно высказались за государственный суверенитет, вдруг вспомнив, что это всегда было вековой мечтой узбекского народа.

На Востоке никогда не сопротивлялись сильному, но всегда с наслаждением плясали на костях того, кто уже не мог оказать сопротивления. Этим и объясняется набившее оскомину тупое славословие в адрес нынешнего главы государства вкупе с регулярными воспоминаниями о проклятой советской власти, характерные для прессы Узбекистана. Советская власть давно никому не может ответить, а президент и система, им выстроенная, могут. Уверен, уйдет Ислам Каримов, и вся эта окололитературная шпана будет бойко выдавать статейки, в которых не найдется ни одного достойного слова для  человека, взвалившего на себя Республику Узбекистан восемнадцать лет назад.

Взвалившего, понадеявшегося, что помогут соратники, но вскоре осознавшего, что национальные интересы независимой республики для них всегда будут значить меньше меркантильных личных соображений. Вот тогда, наверное, Ислам Каримов и вынужден был сделать два шага назад, окончательно отдав предпочтение жесткой авторитарной системе, в которой  самыми востребованными являются солдаты, исполняющие, а не обсуждающие приказ, а самым целесообразным порядком – армейский строй.

В шеренгу по одному – под расстрел, в колонну по два – на марш. Причем, первоначальное пребывание в колонне не исключает последующего перемещения в шеренгу. Но это, конечно, метафора…

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное