Китайский пасьянс

По информации из приватных источников, Китай на уровне государственного финансирования намерен до 2015 года приостановить темпы реализации инвестиционных проектов, связанных с Узбекистаном. Об этом, утверждает источник, заявил министр финансов КНР Лоу Цзивэй, выступая на одном из национальных телеканалов своей страны. При этом министр подчеркнул, что государство не может запретить частным китайским компаниям продолжить освоение территории и недр Узбекистана, создавая здесь предприятия с иностранным или смешанным капиталом.

Эксперты считают, что возможное сокращение финансирования зарубежных проектов со стороны КНР первую очередь отразится на сроках строительства узбекской железной дороги через перевал Камчик, которая по замыслу проектантов, должна связать Ферганскую долину Узбекистана с другими регионами страны. Сейчас в виду отказа Узбекистана от эксплуатации участка железной дороги, построенного при советской власти именно с этой целью, но проходящего через территорию Таджикистана, существенно возросла стоимость всех грузовых перевозок. К примеру, нефть и газовый конденсат, предназначенные для переработки на Ферганском НПЗ, железнодорожным транспортом доставляют в город Ангрен, затем перегружают на автотранспорт и, сжигая бензин и соляр, везут в райцентр Пап Наманганской области. Здесь опять перегружают, после чего уже по железной дороге везут на место переработки. В обратный путь готовую продукцию отправляют таким же способом. Экономическая нецелесообразность подобной модели очевидна, так же, как очевидна и ее неоправданная дороговизна.  

Сказать, что этого не понимают во властных структурах, было бы неверно. Не случайно НХК «Узбекнефтегаз», оправдывая временный дефицит с обеспечением бензином столицы Узбекистана, заявил, что «Основной причиной является нехватка мощностей станции Ангрен для принятия и отправки вагонов в большом количестве. Так как пропускная способность станции Ангрен не предназначена для крупных объемов грузоперевозок».

Однако вернемся к китайцам. Почему КНР намерена приостановить темпы инвестиций на государственном уровне, если это действительно так? Первое. Эксперты предполагают, что причина кроется в экономической ситуации в самом Китае, хотя министр финансов Китая Лоу Цзивэй в кулуарах конференции G20 и заявил, что в 2013 году ожидает рост ВВП в объеме 7,5 процента.

Второй момент. Как известно, после внесения изменений в пакет конституционных законов, выборы президента Узбекистана перенесены с декабря 2014 года на весну 2015 года, через 90 дней после парламентских выборов. Не исключено, считают эксперты, прагматичные китайцы решили дождаться ясности в этом вопросе.

И третий момент, который теоретически может свести на нет два первых. Это предстоящий визит в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпиня, предположительно осенью этого года. Вполне возможно, что после личной встречи глав государств, китайский министр финансов скорректирует планы своего ведомства. Причем, коррекция будет полностью отвечать глобальным интересам Китая по освоению территорий сопредельных и близких к ним стран. Сначала КНР раздвигает экономические границы, после чего логичными выглядят и изменения границ государственных.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное