«Афганский» перевод

По мнению экономистов, постановление правительства Узбекистана, допускающее открытие юридическими лицами – резидентами этой страны счетов в иностранной валюте в банках за границей, – не более чем сотрясание воздуха с целью демонстрации активности по противодействию оттока денежных средств. Оно ничего не изменит по целому ряду причин.

Во-первых, поскольку соотношение легальной и теневой экономики Узбекистана выражается пропорцией 1:9. Во-вторых, основные экспортно-импортные операции осуществляются через оффшорные компании, которые фактически принадлежат тем же юридическим лицам – резидентам Узбекистана. В-третьих, самый надежный и апробированный канал вывоза из страны иностранной валюты, вырученной от теневых сделок, это «афганский» перевод.

О переводе чуть подробнее. Название свое он получил еще в период пребывания советских войск в Афганистане. К примеру, солдаты или офицеры передавали местному жителю, специализирующемуся на денежных переводах, 300 долларов и просили перевести их в Иваново (Москву, Ташкент, Душанбе). Афганец по спутниковому телефону связывался со своим контрагентом и через пару часов получатель в любом конце планеты мысленно благодарил за переданные ему деньги. Понятно, что такой трансферт гарантирует полную конфиденциальность сделок.

За прошедшие годы схема нелегальных денежных переводов при минимуме комиссионных не изменилась. Скорее, напротив, она получила самое широкое распространение, особенно, в странах с существенными экономическими препонами для бизнеса и ограниченной дееспособностью национальной валюты, к каковым Узбекистан и относится.

Валюту, купленную на «черном рынке», процветающем в республике, в любых объемах можно мгновенно переправить по указанному адресу. Отчасти этим фактором объясняются и скачки теневого курса. К примеру, компания «А» ввезла большую партию товара в Узбекистан, оформив через таможню лишь десятую его часть (это обычная практика в стране). Понятно, что через банки, то есть официально, прошла только десятая часть денег, вырученных от его реализации. Девять десятых от суммы в национальной валюте компания конвертирует на «черном» рынке с последующим использованием схемы «афганского» перевода. Если это миллиарды сумов, которые необходимо перевести в СКВ в течение максимально короткого отрезка времени, то курс доллара резко поднимается в виду повышенного спроса.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное