Лёд тронулся…

В ночь с 10 на 11 января правительственная делегация Узбекистана, возглавляемая премьер-министром, вернулась из Душанбе в Ташкент. К тому времени дежурные политологи уже высказали свои соображения относительно возобновленного двустороннего диалога с очевидной проекцией на скорую встречу глав государств. Преимущественно, без особого оптимизма, но неизменно отдавая должное президенту Узбекистана, инициировавшему перезагрузку отношений с сопредельными странами. Отношений, базирующихся не на взаимной подозрительности и обвинениях, но на основе взаимного доверия и иных принципов добрососедства, включая компромиссы в разрешении проблем, затрагивающих интересы обеих сторон.

По свидетельству очевидцев, узбекская делегация излучала готовность к сотрудничеству практически во всех областях, где у государств есть точки соприкосновения. Вплоть до того, что изначально согласилась на проведение заседания межправительственной комиссии в Душанбе, а не в Ташкенте, как предусмотрено регламентом. Вопреки прогнозам скептиков, предполагавших, что так называемый «водный вопрос» может нейтрализовать усилия по восстановлению сотрудничества, Узбекистан избрал путь разумных компромиссов.

И это принципиально.

О чем говорили и о чем договорились за 12 напряженных часов, что длился межправительственный диалог?

Стороны выразили стремление укреплять приграничное сотрудничество. В этом контексте обязались провести консультации между компетентными органами по вопросу возобновления функционирования всех пунктов пропуска на узбекско-таджикской границе, обсудили вопросы разминирования участков инженерных заграждений на границе. Оговорили подготовку к подписанию проекта документа, предусматривающего безвизовый режим до 30 дней для граждан двух стран.

Особый акцент сделан на развитии торгово-экономических отношений. Скажем прямо, речь шла о восстановлении утраченных связей, вывод их на качественно иной уровень. Для стимулирования взаимной торговли договорились провести выставки продукции двух государств. Товары, произведенные в Узбекистанe, представят в Душанбе в первой половине этого года, товары из Таджикистане представят в Ташкенте во второй половине года.

Есть намерение организовать сборочное производство сельскохозяйственной техники «Узагротехсаноатхолдинга» в Таджикистане.

Проработан вопрос активизации сотрудничества в сфере железнодорожных перевозок и гражданской авиации.

Таджикистан вновь сможет получать узбекский газ, в свою очередь, Узбекистан будет покупать у соседа электроэнергию.

Кроме того, запланировано провести дни культуры двух стран в период 2019-2020 годов.

Всё это, повторяем, за 12 часов работы (время, зарезервированное на приём президентом Таджикистана премьер-министра Узбекистана, сюда не входит). Скорее всего, часть намерений трансформируется в проекты двусторонних соглашений к визиту президента Узбекистана в Таджикистан, который по данным конфиденциальных источников, запланирован на первый квартал этого года.

Словом, лёд тронулся.

Совпали предварительные ожидания сторон с итогами работы межправительственной комиссии и сопутствующих ей переговоров? Был ли шанс достичь более впечатляющих результатов? Вспомним слова президента Узбекистана о том, как трудно растопить толщу льда, образовавшегося за 20 лет. Это – не просто образ, это ключ к понимаю уровня взаимоотношений двух государств и точки отсчёта.

Станет ли Узбекистан терпеливо ждать, пока лёд растает естественным образом? С учетом характера президента этой страны, вряд ли. Скорее, возьмёт на себя функции ледокола, задача которого – быстро и без потерь вывести караван судов на открытую воду. Визит правительственной делегации Узбекистана в Душанбе – своего рода ледовая разведка на маршруте следования.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное