По ком гудят провода

«Проект CASA-1000 (проект по экспорту излишков электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан) не является экономическим, это идеология в чистом виде. Его никто не собирается осуществлять, он остается инструментом политической борьбы. Поэтому никакая стабилизации ситуации в Афганистане не станет базой для его реализации», – заявил в интервью профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев.

– Существуют ли варианты стабилизации ситуации в Афганистане после вывода войск США до 11 сентября 2021 года?

– Обстановка в Афганистане по-прежнему непростая и далека от стабилизации в общем понимании этого слова. Но вероятнее всего, после окончательного вывода американских войск речь пойдет о коалиционном правительстве. Талибы могут получить в нем место.Если этот вариант реализуется, угроза со стороны «Талибана» для стран Центральной Азии сводится к минимуму.

В случае относительной стабилизации ситуации в Афганистане и реализации варианта коалиционного правительства, большая часть силовой энергии будет направлена на поддержание внутреннего баланса.

– Может ли относительная стабилизация ситуации в Афганистане послужить стимулом для реализации региональных проектов, таких как CASA-1000?

– Этот проект не является экономическим, это идеология в чистом виде. Его никто не собирается осуществлять, он остается инструментом политической борьбы. Поэтому никакая стабилизации ситуации в Афганистане не станет базой для реализации этого проекта.

Экономические проекты даже сейчас, когда в Афганистане нет коалиционного правительства и отсутствуют гарантии безопасности, реализуются достаточно хорошо.

Когда конфликтность в Афганистане стала выгодным товаром и ее успешно коммерционализировали. Поясню. Как только выгода от реализации экономического проекта превосходит выгоду от конфликта – проекту перестают мешать.

Великолепный пример – узбекская железная дорога до Мазари-Шарифа. За все время ее строительства не зафиксировано ни одного нападения или атаки на объект. Хотя железная дорога – хороший вариант для диверсий. Но в этом случае все бенефициары получают свою выгоду, и этот проект приносит им пользу.

Второй пример – аэропорт в Кабуле. По косвенным данным, в том случае если есть договоренность с вооруженными группировками о том, что они получают какую-то маржу от деятельности аэропорта – никто не пытается этому объекты навредить.

Поэтому, если есть реальный экономический проект – он реализуется. CASA-1000 к таким проектам не относится.

– А если в выгодные стране или региону экономические проекты вмешивается политика?

– Я бы сказал, что вмешиваются третьи стороны, которым экономический проект не выгоден по политическим причинам.

Например, почему нет железной дороги в Афганистане с выходом на Иран? Потому, что есть страны, которые не заинтересованы в более серьезном вовлечении Тегерана в региональные процессы.

Соответственно, есть выгодные экономические проекты, которые нужны Афганистану и региону, но которые сложно реализовать из-за противодействия внешних игроков.

Но это связано с внешними причинами, а не с вопросами внутренней безопасности Афганистана.

Источник: 

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное