Считаю честью…

Днями в Ташкенте прошла к международная конференция, посвященная проблемам безопасности региона в связи с поэтапной сменой власти в Афганистане. В числе докладчиков был и российский эксперт Аркадий Дубнов. Сегодня мы публикуем его видение ситуации.

Считаю честью выступить на столь важной конференции, роль которой будет оценена не сразу, поскольку послание и месседжи, сформулированные в Ташкенте, уверен, будут сохранять своё значение ещё годы вперёд

И вот почему!

Уже давно модным считается говорить о формировании многополюсного мира, приходящего на смену двухполюсной картине, рухнувшей после окончания холодной войны.

И если реальность такова, то думаю, что мы сегодня в Ташкенте вправе говорить о начале формирования одного из важнейших полюсов новой картины мира, Центрально-азиатского полюса, о постепенном утверждении новой или, если хотите, переформатировании, расширении старой среднеазиатской идентичности, как субъекта международной жизни, мировой политики.

Этот тренд выявляется на наших глазах, только стоит пошире их раскрыть, чтобы это обнаружить, я имею виду проведение консультативных встреч лидеров Центральной Азии, две первых состоялись в столицах Казахстана и Узбекистана в 2018 и 2019 годах, и третья состоится уже совсем скоро, в начале августа в туркменской столице.

Идея тут простая и отражает коллективное стремление стран ЦА диверсифицировать экономические связи. Речь идёт о политико-экономической концепции, она не направлена против кого-нибудь, ее суть – инклюзивность.

Может возникнуть вопрос, а насколько исторически закономерен такой процесс, не искусственно ли вычленяется регион в качестве некоего геополитического центра силы, противостоящего традиционным центрам силы, сложившимся после Второй Мировой войны, что принято называть Ялтинским миром?

Многим из нас, поколениям, выросшим в условиях этого мира, особенно жившим в одной многонациональной империи, рухнувшей 30 лет назад, кажется, что нет никаких оснований считать обоснованной идею формирования новой центральноазиатской идентичности. Это фантом, говорят они, это призрачная реальность.

Однако по-другому смотрят на это поколения, приходящие на смену нашим, олдскульным, как говорят молодые, они принимают постимперскую реальность, как данность, они выросли в ней, и видят в НЕЙ свои надежды быть частью большого мира, не стесненного идеологическими барьерами и схваткой геополитических амбиций.

И ошибаются те мировые лидеры и политики, которые готовы искать образ будущего в той или иной степени реставрированном прошлом.

Вот ЭТОТ образ – призрак!

Вчера мы присутствовали на открытии в Ташкенте Международного института Центральной Азии, МИЦА, созданного по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева

Выступивший на открытии министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов отметил, что задачей МИЦА станет изучение мирового опыта сотрудничества, внедрение передовых инноваций, важных для формирования будущего Центральной Азии, помноженное на богатый опыт постижения великого исторического наследия, ушедших в прошлое цивилизаций этого великого региона, разделённого сегодня историей прошлого века на несколько государств.

Узбекистан в их ряду, так уж вышло, является центральным, – в буквальном смысле, он граничит со всеми остальными пятью государствами, включая, разумеется, Афганистан.

И мне кажется, Ташкент в полной мере осознаёт свою ответственность, в том числе, если позволительно, и за эту выпавшую на его долю географию. Я имею в виду ответственность за умиротворение трагической междоусобицы в Афганистане.

Так же, как Ташкент в значительной степени, наряду с Россией и Ираном, ответственно способствовал мирному окончанию Гражданской войны в Таджикистане в середине 1990-х годов, когда признал право Таджикской оппозиции принять участие в формировании коалиционного правительства в Душанбе.

И вот, совсем коротко, вторая тема моего выступления. Афганистан
Не стану здесь повторять сказанное другими выступающими об огромных и уникальных уже сделанных усилиях Узбекистана, в том числе и экономических, в межафганское урегулирование, основой которого является толерантное и неполитизированное отношение к противоборствующим афганским сторонам, – правительству в Кабуле и Талибану.

Достаточно сказать, что именно через Узбекистан талибы в 2018 году сообщили о своей готовности вступить в диалог с Соединенными Штатами…

Сегодня же, когда ситуация в Афганистане выглядит угрожающей ввиду наступления талибов и демонстрации их готовности решить проблему власти в стране вооруженным путём, месседж ташкентской конференции, посланный талибам, должен выглядеть жестким, – Талибан в этом случае, отказавшийся от переговоров и взявший курс на монополию власти в Кабуле, ждёт полная обструкция мирового сообщества и категорический отказ в признании законной власти Талибана, со всеми вытекающими последствиями. Столь же строгим должен быть призыв ташкентской конференции к правительству в Кабуле отбросить стремление решить проблему власти готовностью уничтожить Талибан.

Это продлит и умножит афганскую трагедию.

Аркадий Дубнов

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное