Сапожник без сапог

Узбекистан вкладывается в собственную газотранспортную систему и даже готов покупать газ, о чем во время недавнего визита в Кашкадарью заявил президент республики Шавкат Мирзиёев. О состояние газотранспортной системы Узбекистана и перспективах этого сегмента экономики, а также о том, что мешает республике увеличить рост собственной добычи газа рассуждает руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН, директор Центра энергетических исследований ИПЦ и РЕМ НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин.

До 2016 года Узбекистан выступал в основном продавцом голубого топлива, поэтому заявление президента, сделанное в Кашкадарье, стало неожиданностью для многих специалистов нефтегазового сектора.

Энергетик объяснил, что определенные объемы углеводородов Узбекистан импортировал и ранее, а увеличение произошло в 2020 году, что совпало с резким снижением производства газа в Узбекистане. «Производство газа в 2020 году упало на 10 млрд. кубических метров», — уточняет Вячеслав Кулагин.

Необходимость импорта сегодня объясняется определенной балансировкой на фоне осуществления экспорта, а в ближайшее десятилетие это будет объясняться растущим энергопотреблением на внутреннем рынке.

Эксперты прогнозируют, что газа республике хватит до 2030 года. Причина в том, что в стране исчерпываются месторождения и возникают определенные проблемы с газодобычей. «По разным оценкам, до 2028 года есть возможность их нарастить, дальше же будет хуже и возможен уход в минус на фоне растущего спроса», — прогнозирует Кулагин.

Узбекистан закупает небольшие объемы, поэтому, по мнению эксперта, пока экспорт и импорт газа со стороны республики – это не более чем региональная тема. Но если над ситуацией не работать, то Узбекистан может стать нетто-импортером газа в будущем.

Кулагин обращает внимание на определенные проблемы в газовом секторе страны, в том числе состояние газотранспортной системы и на случаи нелегального потребления газа. Эти вопросы властям республики нужно решать уже сейчас во избежание дефицита газа ранее, чем ожидается.

«Сегодня, к сожалению, потери газа в стране достаточно высоки, и есть потенциал для их сокращения. Нужно стабилизировать систему учета газа, отслеживать его утечки и несанкционированное потребление в обязательном порядке», — уверен Кулагин.

Россия тесно работает с Узбекистаном по нескольким направлениям, в том числе в геологоразведке, добыче газа и развитии транспортной инфраструктуры. Агентство ЭСКАР и Газпромбанк поддержали инвестпрограмму по модернизации газотранспортной системы Узбекистана, выделив кредит на $300 млн. Совместными усилиями дружественные страны могут достичь очень хороших результатов.

Подводя итог, эксперт подчеркнул, что 7-8 лет для развития нефтегазовой отрасли Узбекистан имеет, но потом придется переходить на чистый импорт и договариваться о ценах с соседями.

Источник:

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное